ГКУ СО МО « Егорьевский социально –  реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наш дом»

Проект

"Хоровод русской матрешки"

Актуальность

        Укрепление психологического, физиологического, духовного здоровья, обеспечение полноценного образования и гармоничного развития личности подрастающего поколения является важнейшей социальной задачей любого цивилизованного общества.  В последнее время все более актуальной проблемой современной школы, объединяющей усилия воспитателей и педагогов, становится проблема социальной дезадаптации как явления, препятствующего полноценному личностному развитию школьника и затрудняющего учебно-воспитательный процесс. Действительно, повсеместно отмечается возрастание в школе количества детей с признаками социальной дезадаптации, выражающейся в неадекватной форме ориентировки ребенка в школьной жизни (в позиции школьника) и в учебной деятельности, в непродуктивном сотрудничестве со взрослыми и сверстниками, в слабом уровне способности к саморегуляции своей деятельности, в школьной неуспеваемости, в высоком уровне школьной тревожности и негативном эмоциональном отношении к школе.

          Наряду с явными проявлениями социальной дезадаптации,  широко распространены и ранние ее признаки, такие как повышенная школьная тревожность, завышенная или заниженная самооценка, снижение учебной мотивации на фоне хорошей успеваемости и дисциплинированности.

    В работе с социально неадаптированными детьми в условиях социально- реабилитационного центра « Наш дом»,  актуальна проблема гармонизации ребенка посредством включения его в художественно - творческую деятельность.

    Одним из средств коррекционной работы с социально дезадаптированными детьми младшего школьного возраста является арт-терапия.

     Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. Расширение возможностей самореализации в искусстве, по сравнению с игрой, связано с продуктивным характером искусства - созданием эстетических продуктов, объективирующих в себе чувства, переживания и способности ребенка. Создаваемые ребенком продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родителями, учителями, сверстниками). Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества ребенка. повышают самооценку ребенка и степень его самопринятия  и самоценности .

     Все дети способны. Рисование - не просто забава, а творческий труд, развивающий способность ребенка открывать и познавать окружающий мир.

Цель данного проекта:

1. Развивать интерес воспитанника  к народному искусству, посредством декоративно- прикладного искусства;

2. Развивать творческий потенциал и творческие способности воспитанника; 3.Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана;

3.Развивать эстетическое восприятие и воображение воспитанников;

   Задачи данного проекта:

1.Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.

2. Научить расписывать деревянные  матрешки  в традициях семеновских мастеров.

3.Научить росписи по дереву  матрешки  используя технологию.

Коррекционные задачи проекта:

1.снять высокий уровень агрессивности, тревожности воспитанников;

2.развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук

Материал и оборудование:

    Демонстрационный: выставка деревянных матрешек, детских рисунков.

    Раздаточныйдеревянная заготовка матрешек, краска гуашь красного, синего, зеленого цветов, салфетки влажные, ватные палочки, клей ПВА.

   Воспитателю: матрешки (Сергиев Посад, Полховский-Майдан, Семенов), презентация "О чем говорят матрешки?", "Угадай-ка", "Технологическая последовательность изготовления матрешки". Музыкальное сопровождение: музыкальный центр  с русской народной музыкой.

Индивидуальная работа: помочь при росписи матрешки детям ( развитие зоны ближайшего развития).

Подготовительная работа:

1.Занятие « Семеновская матрешка».

2. Занятие  «Загорская матрешка».

3.Практическая работа-рисование первой русской матрешки.

4. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства.

5. Мини-выставка детских работ.

 

Версия возникновения

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль». Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859—1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.

      Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее- мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.

      Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца   Фукурокудзю, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

      Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев. 

     Родился 4 октября 1841 года в купеческой семье Ивана Фёдоровича Мамонтова и Марии Тихоновны (Лахтиной), был четвёртым ребёнком. В 1849 году И. Ф. Мамонтов переехал в Москву. Семья Мамонтовых жила богато: арендовала роскошный особняк, устраивала приёмы, балы. Образ жизни Мамонтовых был не типичен для капиталистов тех времён, связей и знакомств в Москве у И. Ф. Мамонтова не было.

     В 1852 году умерла мать Саввы Мамонтова — Мария Тихоновна. Семья Мамонтовых переехала в более простой (но и более обширный) дом. Савва вместе со своим братом был отдан в гимназию и проучился там год без особых успехов. В августе 1854 года Савва вместе с двоюродными братьями были зачислены в Институт Корпуса горных инженеров, учащиеся которого получали как инженерные, так и военные знания. Савва демонстрировал хорошее поведение, однако имел черту увлекаться интересными ему предметами, игнорируя другие: так, быстро выучив немецкий язык и имея по нему отличные баллы, он получал двойки и тройки по латыни. Успехами в образовании он не отличался, чем вызывал беспокойство своего отца.

Из-за эпидемии скарлатины И. Ф. Мамонтов забрал сына в Москву, и Савва вернулся во Вторую гимназию, где учился ранее. Семья переехала в новый дом и приобрела имение Киреево (Химки). В 1856 году некоторые из получивших амнистию декабристов остановились в доме Мамонтовых.

    Начиная с 1858 года Савва регулярно посещал театр и высказывал своё мнение о постановках в дневнике. Семья Саввы устраивала вечера, где проводились обсуждения спектаклей и книг, пение, музицирование.

       В 1860 году Савва не выдержал экзамена по латыни и был зачислен на повторное обучение, что тяжело переживалось и им, и его отцом. Латынь за Савву сдал другой юноша, а сам Савва поступил в Петербургский университет, переведясь затем на юридический факультет Московского университета.

 

Работы выполненные воспитанниками дневного пребывания

          

 

    

Роспись матрешек выполнила Громова Ю.К.