Педагогическая технология воспитания в духе толерантности общения

 «Истории карапушек : как жить в мире с собой и другими?»

Актуальность педагогической технологии «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?» продиктована потребностью современного российского общества в воспитании подрастающего поколения в духе миролюбия, толерантности, уважения к основным жизненным ценностям других народов, взаимопонимания, солидарности.

Материалы педагогической технологии состоят из двух сборников.

Первый сборник представляет собой методические рекомендации, разрабо­танные для  воспитателей - всех тех, кто будет непосредственно реализовывать технологию на практике со своими  воспитанниками.

Второй - сборник сказочных историй с творческими заданиями для детей  «Как карапушки учились понимать друг друга». Сборник включает 13 сказочных исто­рий, которые в увлекательной форме рассказывают детям о том, как основные пер­сонажи, карапушки, учились понимать друг друга, принимать поступки и мнения не похожих на них героев. 

Теоретико-методологической основой разработки педагогической технологии выступают культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л. С. Выгот­ский, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, А. Г. Асмолов), учитывающий основные концеп­ции, идеи и положения концепций социальной и личностной идентичности (X. Тедж-фел, Э. Эриксон), теории аккультурации (Д. Берри, Ф. Могхеддем, А. Фернхем, С. Бокнер), теории межкультурной коммуникации, межэтнической напряженности и конфликтов, учитывающей развитие и трансформацию этнической идентичности (Дж. Бертон, Л. Козер, Г. В. Солдатом, Т. Г. Стефаненко, Н. М. Лебедева, Л. А. Шайге-рова), теории, раскрывающие роль ценностных ориентации в становлении идентич­ности личности (С. Шварц, Г. Хофстеде, X. Триандис, Д. А. Леонтьев, Б. С. Братусь, М. Р. Гинзбург).

Для начальной ступени наиболее адекватны­ми методами воспитания толерантности, формирования гражданской идентичности выступают игра, использование творческих продуктивных художественных видов деятельности, социально-психологические тренинги. Игра, выступающая как осо­бая возрастно-специфическая форма самоопределения ребенка, является важным механизмом социализации, обеспечивая вхождение в социальный мир - мир соци­альных и межличностных человеческих отношений и его освоение.

В педагогической технологии предлагается модель организации воспитательной работы с детьми младшего и старшего школьного возраста, в основе которой лежит использование сказоч­ных историй и творческих заданий, позволяющих ребенку успешно усваивать такие непростые понятия, как толерантность, уважение, равенство, миролюбие.   

Одной из основных задач педагогической технологии является выстраивание вос­питательной работы с детьми, их родителями и педагогами на основе использования таких элементов образовательной среды (развивающих игр, книг, теле-, аудио- и ви­зуальных средств и др.), которые способствуют формированию и развитию навыков коммуникативной культуры, основ волевой саморегуляции поведения.

Знакомство со сказочными историями и выполнение творческих заданий к ним

 

Основные формы работы с детьми по педагогической технологии - это знаком­ство со сказочными историями, выполнение МИНИ-проектов (творческих заданий к каждой истории, основанных на различных видах детской продуктивной деятель­ности) и МЕГА-проектов.

Как известно, подбор сказочных историй в соответствии с целями воспитания и возрастными особенностями детей оказывает глубокое влияние на развитие от­дельных психических процессов и детской личности в целом. Слушание сказочной истории наряду с выполнением творческих заданий к ней играет важнейшую роль в формировании нового вида внутренней психической активности ребенка - умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Ребенок пытается вмешать­ся в события, принять сторону того или иного героя сказочной истории, стремиться к реализации целей положительных персонажей не только мысленно, но и действен­но. «То есть ребенок занимает позицию внутри изображаемых обстоятельств, а не вне их».

Сказочные истории в педагогической технологии собраны в отдельный сборник сказочных историй с творческими заданиями для детей  «Как Карапушки учи­лись понимать друг друга». Сборник включает 13 сказочных историй, которые в увлека­тельной форме рассказывают детям о том, как основные персонажи, карапушки, учились понимать друг друга, принимать поступки и мнения не похожих на них героев.

На страницах технологии нет единого образа главных героев - карапушек. Это поз­воляет каждому ребенку примерить на себя «пиджачок» своего карапушки, близкого ему по характеру, темпераменту, манере поведения. Поэтому каждый карапушка уника­лен. Сюжеты сказочных историй по своему содержанию очень близки к тем ситуациям, в которые нередко попадают дети. Погружение в характерный образ сказочных геро­ев и их друзей, сопереживание, совместный поиск выхода из сложных ситуаций через творческое участие каждого ребенка - все это способствует формированию установок позитивного общения детей со сверстниками и взрослыми. К каждой сказочной истории предлагается творческое задание, которое помогает детям усваивать пройденный материал на основе собственного творческого и позна­вательного потенциала. Методика ознакомления со сказочной историей представлена в разделе «Алгоритм ознакомления со сказочной историей и выполнения творческих заданий к ней».

Неотъемлемой частью работы над сказочной историей является выполнение МИНИ-проектов (творческих заданий к каждой истории, основанных на различных видах детской продуктивной деятельности) и МЕГА-проектов.

Проектная деятельность в педагогической технологии

Проект (от лат.  - брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед) - это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата или цели. Результатом проектной деятельности является создание определенного, уникального продукта, к качеству которого предъявляются некоторые требования.

Уникальность деятельности при работе по педагогической технологии заклю­чается в свободном выборе форм работы с детьми (в том числе, нетрадиционных), использовании разнообразных методических и педагогических приемов, направлен­ных не столько на развитие навыков работы детей с различными материалами, сколь­ко на объединение усилий для достижения общей цели.

     В педагогической технологии результатами проекта (уникальными продуктами) являются объекты детской продуктивной деятельности: рисунки, поделки, постройки, работы, выполненные из различных материалов и в разной технике, тексты и мелодии песенок, правила новых игр и т. д.

    

Особая роль в педагогической технологии отводится преломлению образов героев в совместной деятельности детей и взрослых, различные виды которой (игры, рисование, лепка, аппликация, конструирование, театрализованная деятельность, музыкальное творчество, спортивные соревнования и др.) гармонично сочетаются в МИНИ- и МЕГА-проектах.

   

 

АЛГОРИТМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗОЧНОЙ ИСТОРИЕЙ И ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ К НЕЙ

«Шагаем навстречу друг другу»

      Одним из основных и достаточно сложных моментов при работе с педагогиче­ской технологией является процесс ознакомления со сказочной историей и выполне­ния творческих заданий к ней.

       Сказочные истории в сборнике расположены в таком порядке, что работу по ним можно сочетать с традиционными «сезонными» мероприятиями, проводимыми в  учреждении: праздниками, спортивными соревнованиями, творчески­ми конкурсами и др.

Каждая история по своей тематике и содержанию соответствует конкретно­му концепт-сценарию .

 

 

 

    При кажущейся легкости, этот процесс достаточно сложен, поскольку перед взрослым стоит особая задача - не только прочитать де­тям сказочную историю, а вызвать яркий эмоциональный отклик, помочь раскрыть и понять смысл поступков героев, «рассмотреть» в карапушках самих себя. В этом и заключается терапевтический эффект сказочных историй: ситуации максималь­но приближены к детской реальности, а сказочность позволяет мягко, без нажима, обогащать поведенческий опыт детей в отношениях со сверстниками и взрослыми.

 

      Перед каждой встречей рекомендуется организовывать небольшую выставку детских индивидуальных и коллективных работ - как результат выполнения творче­ских заданий к сказочным историям в ходе МИНИ- и МЕГА-проектов.

     Работа с детьми начинается с сообщения темы встречи и проведения свободной беседы.    Почему рекомендуется сообщить тему и обсудить ее именно в начале встречи? Очень важно, чтобы у каждого слушателя уже с первых минут общения сформирова­лось некоторое эмоциональное отношение к предлагаемому материалу, то есть прои­зошло внутреннее приятие или неприятие того, что ожидает его на встрече. Следующий этап работы называется «Шаг назад», то есть возвращение к пред­ыдущему материалу. Начинать этот этап рекомендовано с тех моментов, которые вызвали сложности при знакомстве с материалом или отрицательные эмоции у детей

Ознакомление с методикой работы по фотословарю «Учимся понимать друг друга».

     Выбранная на встрече фотография (или несколько фотографий) из фотоальбома становится «визуальным портретом», своеобразным символом эмоции или состоя­ния, которое будет отражено в тексте сказочной истории. Рассматривание и обсуж­дение фотографий внесет в процесс погружения в тему дополнительный импульс к более эмоциональному восприятию материала.

 

     Работа со сказочной историей строится на основе методики ознакомления с художественным произведением. Специфика работы с педагогами на данном этапе заключается в том, что взрослый проходит процесс ознакомления со сказочной исто­рией, поставив себя на место ребенка.   

«Ура, мы вместе!» - своеобразный девиз не только этого этапа, но и окончания всей встречи. «Мы вместе» - очень важные слова, которые открывают ребенку дверь в область новых знаний, умений и увлечений. Завтра ребенок будет делать сам то,что сегодня он сделал вместе с другими. И, конечно же, следует помнить, что «...зона дел «вместе» - это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее».