-

Программа психолого-педагогического

сопровождения детей группы риска

    Уровень современных требований к  воспита­телям, социальным работникам так высок, что предполага­ет тонкое понимание ими всех оттенков человеческой лич­ности. Требуется высокий педагогический профессионализм в осуществлении воспитательной работы с детьми, вхо­дящими в группу риска. От личности  воспитате­ля, родителя зависит развитие и определение личности детей, становление их характеров, мера их адаптации в обществе. Построение содержательной концепции педаго­гической работы с детьми группы риска во многом обуслов­лена основными направлениями, определяющими подобную концепцию. В качестве таковых педагогика традиционно рассматривает принципы воспитания.

Существуют разные взгляды на определение принци­пов воспитания детей группы риска. С одной стороны, бе­зусловно, все принципы воспитания, разработанные раз­ными авторами, подходят и к этим детям, если опираться на слова А.С. Макаренко, который отмечал, что нет осо­бой технологии работы с «трудными» детьми. Но с другой стороны, безусловно, есть специфика учета особенностей этих детей, а они у них есть. Мне кажется целесообраз­ным обратиться к принципам воспитания, разработанным специально для работы с «трудными* детьми .

Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка.

Это известный принцип А.С. Мака­ренко, в основе которого лежит тезис о рассмотрении ре­бенка как главной ценности в системе человеческих взаи­моотношений. Реализация этого принципа формирует у ребенка позитивные качества, веру в свои силы.

Условиями реализации данного принципа являются:

  -стимулирование самопознания ребенком своих поло­жительных черт;

  -формирование нравственных чувств при самооценке своего поведения;

-постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам; доверие к ребенку;

-формирование у ребенка веры в возможность достиже­ния поставленных задач;

-оптимистическая стратегия в определении воспитатель­ных задач;

-учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов,
предпочтений, пробуждение новых интересов

      Реализация этого принципа требует от педагогов опре­деленных действий. К таковым можно отнести проявле­ние уважения к ребенку, признание его «самости»; защи­ту интересов ребенка, оказание помощи в решении его проблем; формирование в группе и коллективе гуманис­тических отношений, пресечение унижения достоинства ребенка и пр.

Принцип социальной адекватности воспитания.

Этот принцип реализуется в условиях организации в вос­питании соответствия его содержания и средств той соци­альной ситуации, которая доминирует в обществе в отно­шении к «трудному» ребенку.

Условиями реализации данного принципа выступают:

-учет особенностей социального окружения ребенка при решении воспитательных задач;

-координация взаимодействия социальных институтов,оказывающих влияние на личность ребенка;

-обеспечение комплекса социально-педагогической по­мощи детям;

-учет разнообразных факторов окружающей социаль­ной среды (национальных, региональных, типа -посе­ления, особенностей учебного заведения и т. д.);

-коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации.

При организации воспитательной работы педагогу не­обходимо придерживаться некоторых правил:

- школа не должна ограничивать воспитание в своих стенах, а, наоборот, широко привлекать социальные факторы;

- педагог же, в свою очередь, должен корректировать не­гативное влияние внешней среды на «трудного» ребенка;

- необходимо всем участникам воспитательного процес­са взаимодействовать между собой в ходе выработки единой педагогической стратегии.

       Принцип индивидуализации воспитания детей груп­пы риска требует глубокой индивидуализации всех педа­гогических воздействий на «трудного» ребенка. Это каса­ется, прежде всего, изучения особенностей его личности, подбора адекватных методов, выявления причин его не­нормативного поведения, раскрытия потенциала каждого «трудного» ребенка в учебной и внеучебной деятельности, организации условий для максимального раскрытия всех потенциалов «трудного» ребенка.

Условиями реализации данного принципа являются:

 мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка; « определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;

- выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;

- учет индивидуальных качеств ребенка, его сущност­ных сфер при выборе воспитательных средств, направ­ленных на его развитие;

 предоставление возможностей учащимся самостоятель­ного выбора способов участия во - внеучебной деятельнос­ти, а также выбора сферы дополнительного образования.
    В практической педагогической деятельности реализа­ция этого принципа требует следующих усилий педагога:

-в работе с «трудными» необходимо ориентироваться на развитие каждого ребенка;

-успех, полученный во взаимодействии с одним ребен­ком, не должен негативно влиять на других детей;

-поиск коррекционных методик должен согласовывать­ся с индивидуальными особенностями конкретного ре­бенка;

-постоянно отслеживать эффективность взаимодействия с тем, чтобы вовремя изменить педагогическую тактику   

 

 

          Индивидуальные достижения детей группы риска

        Все продвижения ребенка по маршруту полезно фикси­ровать и предъявлять результаты самому ребенку и родителям. Такие действия могут значительно усилить ситуацию успеха для ребенка и содействовать его  более активному участию в реализации намеченных пла­нов. В качестве технологического инструмента таких дей­ствий хотим предложить составление «индивидуального портфолио на каждого ребенка, включенного в марш­рут. Портфолио — это своеобразный портфель, куда «скла­дываются» все достижения школьника. Важно ничего не упустить. Даже незначительная победа или результат, мо­жет быть, простой, с точки зрения учителя, деятельности ребенка должен найти отражение в портфолио.

     Основная цель формирования портфолио — увидеть «картину» значимых образовательных результатов в це­лом, обеспечить отслеживание индивидуального прогрес­са ребенка в широком образовательном контексте.

   Она конкретизируется задачами, призванными поддер­живать интерес у ребенка к ведению портфолио.

В области обучения:

•поддерживать высокую учебную мотивацию детей; « развивать познавательные процессы школьника (вни­мание, память, мышление и др.);

-поощрять их активность и самостоятельность, расши­рять возможности обучения и самообучения;

-развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооце­ночной) деятельности учащихся;

-формировать умение учиться: ставить цели, планиро­вать,организовывать собственную учебную деятель­ность.

В области воспитания:

-поддерживать самооценку ребенка;

-предъявлять школьнику его достижения;

-способствовать развитию самобытности каждого ребенка;

  -содействовать нахождению своей «ниши» в коллекти­ве сверстников;

-развивать индивидуальные особенности;

показывать ребенку возможности его творческого роста.

Т.Г. Новикова отмечает, что у портфолио есть следующие функции:

1) диагностическая — фиксирует изменения и рост уче­ника за определенный период времени;

2) целеполагания — поддерживает учебные и воспитатель­ные цели;

3) мотивационная — поощряет результаты детей , учителей и родителей;

4) содержательная — раскрывает весь спектр выполняе­мых школьниками и учителями работ;

5) развивающая — обеспечивает непрерывность процесса обучения и воспитания от года к году;

6) рейтинговая — показывает диапазон навыков и уме­ний, которыми овладели дети за определенный период.

   Обобщая вышеназванные функции, можно с уверенно­стью сказать, что портфолио является современным эф­фективным способом фиксации индивидуального роста ребенка, демонстрации его достижений в вос­питательном процессе. Ребенок получает возможность проводить анализ процесса и результата собственного раз­вития, наблюдать наиболее эффективные направления, а значит, и проектировать собственный, индивидуальный путь в учебной и внеучебной деятельности.

     Портфолио может состоять из разных разделов, в кото­рых могут найти отражение результаты деятельности . Неважно, как они будут называться. Важно лишь то, что каждое его достижение должно быть зафиксировано.

     Предлагаем строить содержание портфолио ребенка  до следующим направлениям.

«Портфолио документов». Это своеобразный портфель сертифицированных (документированных) индивидуаль­ных образовательных достижений. Этот раздел предпола­гает возможность как качественной, так и количествен­ной оценки материалов портфолио, но при всех положи­тельных характеристиках имеет ряд ограничений. Они выражаются в том, что портфолио этого типа дает пред­ставление о результатах, но не описывает процесса инди­видуального развития ребенка, разнообразия его творчес­кой активности, его учебного стиля, интересов и т. п.

« Портфолио оценки» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно — од­ноклассниками, работниками школы и др., а также пись­менный анализ самого школьника своей конкретной дея­тельности и ее результата.

     Портфолио может быть представлен в виде текстов зак­лючений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендатель­ных писем и пр.

    Преимущества данного раздела; эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки уче­ника, что повышает степень осознанности процессов, свя­занных с обучением и в дальнейшем с выбором профиль­ного направления.

      В «портфолио оценки» ученикам предлагается представ­лять отзывы на творческие работы, исследовательские и   другие проекты, участие в концертах, олимпиадах и самых различных сферах приложения сил. Важной составляющей данного раздела является самооценка ученика, его рефлек­сия на собственную деятельность. Бывает, что учащийся представляет неплохие результаты по каким-нибудь пред­метам или участия в конкурсах, олимпиадах, а выполняет при этом работу с большим нежеланием, о чем часто никто не подозревает. В результате он может получить рекомен­дации, не способствующие его индивидуальному развитию и достижению значимых для него результатов. Помочь школьнику «найти себя» возможно, используя этот раздел портфолио, где будет представлена саморефлексия ученика на разнообразную выполняемую им деятельность, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби.

    Ограничение применения данного раздела заключается в сложности формализации и учета собранной информации.

 Примерный перечень документов «портфолио оценки»:

- заключение о качестве выполненной работы (учебной или внеучебной);

- отзыв о работе в творческом коллективе: участие в под­готовке и проведении коллективных мероприятий; от­чет о выполнении творческих поручений; участие в делах школы, района. Резюме, подготовленное школь­ником, с оценкой собственных учебных достижений;

- эссе школьника, посвященное выбору индивидуальных и коллективных видов деятельности; его предпочтения и обоснование выбора;

- рефлексивные отчеты ребенка об уровне собственной успеваемости проводятся в конце учебного года, по же­ланию пишутся самостоятельно школьником:

- отзывы сверстников о позиции ребенка, его мо­бильности и активности можно проводить в форме со­ставления определенной анкеты либо мини- сочинения;

- отзывы гостей, других работников об индиви­дуальном участии ребенка в какой-либо совмест­ной деятельности;

- отзывы родителей о подготовке и участии ребенка в коллективных делах класса, секции, кружках.

     Оформление портфолио тоже может носить творческий характер. Его можно представить в виде творческого днев­ника достижений ученика с приложением его работ в виде текстов, рисунков, сочинений, электронных версий, фото­графий, видеозаписей. Это может быть папка, куда скла­дывается весь материал, характеризующий школьника. Это может быть оформленный в Интернете сайт. Форма выби­рается в соответствии с представлениями учителя и воз­можностями учеников. К формированию портфолио сле­дует привлечь школьника. Это поможет ему научиться самостоятельно определять уровень своих достижений в ходе реализации индивидуального образовательного мар­шрута и следить за его изменением.

    Работа по составлению портфолио требует взаимодей­ствия учителей, родителей и учащихся. Учитель должен как можно полнее и конкретнее информировать ученика и родителей о портфолио и возможных путях накопления личных достижений, о проводимых конкурсах, олимпиа­дах, фестивалях и т. п. Долг родителей — контролировать заполнение «Дневника (папки) достижений», помогать сво­ему ребенку, если он в этом нуждается, участвовать в кон­курсах, в олимпиадах по тем предметам, которые будут необходимы в дальнейшем как профильные, координиро­вать свои действия с учителем, чтобы школьник правильно выбрал индивидуальный маршрут дальнег1шего обучения.

     Портфолио также важен тем, что помогает сразу уви­деть, что интересно и важно для школьника, который пере­шел учиться из другой школы. И, соответственно, учителю придется меньше тратить времени на диагностические про­цедуры и наблюдения и более точно выстроить индивиду­альную работу с ним, закладывая в индивидуальный план не просто какие-то мероприятия, которые нравятся учите­лю, а именно те, в которых нуждается этот ученик.

В заключение несколько педагогических советов по работе с портфолио:

- сделайте ребенка заинтересованным участником процесса составления портфолио;

- научите его правильно фиксировать свои достижения.

Примерная модель характеристики

«трудного» ребенка

 

1.Фамилия, имя, отчество.

2.Состояние здоровья.

3.Условия жизни в семье:

-родители имеют влияние на учащегося (да, нет);

-отношения в семье нормальные, ненормальные (под­черкнуть).

4.  Материальное положение семьи:

-хорошее, нормальное;
-неудовлетворительное (подчеркнуть);

-бытовые условия семьи;

-тип семьи;

-тип позиции ребенка в семье,

  5. Отношение к учебе:  добросовестное, активное, настой­чивое, любознателен, прилежен, ленив, небрежен (под­ черкнуть).

6. Избирательное отношение к отдельным предметам: положительное: отрицательное;

испытывает трудности в изучении (каких предметов),

7. Эмоциональные особенности, темперамент:

 - вспыльчивый,  подвижный,  инертный, раздражитель­ный, склонный к слезам, спокойный, уравновешенный,  отличается частой сменой настроения, быстро утомля­ется, неутомим (подчеркнуть);

- внимателен, рассеян (подчеркнуть);  память хорошая, плохая (подчеркнуть),  особенности памяти; волевой, безвольный (подчеркнуть);

 -  развитое чувство долга, чести, совести, коллективиз­ма, чувство собственного достоинства; честный, прав­дивый, нечестный, лживый, активный, пассивный, без­ различный, принципиальный,  верен своему слову; скромный, самоуверенный, хвастливый, завистливый, самокритичный, исполнительный, недисциплинирован­ный, безынициативный;

- общительный, замкнутый, угрюмый, грубый, ласковый, отзывчивый, предупредительный.

8.Реакция на:

- строгость (положительная, отрицательная);
- « на ласку (положительная, отрицательная);

-на критику (положительная, отрицательная);

-на наказание (положительная, отрицательная) (подчерк­нуть).

9.Тип поведения (отчужденное, своевольное, агрессив­ное, преступное).

10.Отношение к окружающим:

-родителям;

-старшим;

-младшим сверстникам.

11.Отношение к труду:
- в школе;

-в семье

- социуме.

12.Интересы:

-к труду (какому виду труда);

-к чтению (какой литературы);

-технике (какой);

-к искусству (кино, музыка, прочее);

-к спорту.

13.Участие в общественной работе (поручения, виды ра­боты, отношение к поручениям, качество их выпол­нения).

-В каких кружках занимается?

-Каким видом спорта увлекается, есть ли разряд?

-С кем дружит учащийся?

-Имеет ли вредные привычки (курение, алкоголь, нар­котики)?

14.Положение в коллективе:

-пользуется, не пользуется авторитетом в коллективе(подчеркнуть);

-дорожит, не дорожит мнением коллектива (подчеркнуть);

-бывают ли конфликты с учащимися, в чем их причины.

15.Сведения о поощрениях, наградах, порицаниях и на­казаниях.

Дополнения к характеристике.

            

 

 

1.Фамилия, имя, отчество.