-
Программа психолого-педагогического
сопровождения детей группы риска
Уровень современных требований к воспитателям, социальным работникам так высок, что предполагает тонкое понимание ими всех оттенков человеческой личности. Требуется высокий педагогический профессионализм в осуществлении воспитательной работы с детьми, входящими в группу риска. От личности воспитателя, родителя зависит развитие и определение личности детей, становление их характеров, мера их адаптации в обществе. Построение содержательной концепции педагогической работы с детьми группы риска во многом обусловлена основными направлениями, определяющими подобную концепцию. В качестве таковых педагогика традиционно рассматривает принципы воспитания.
Существуют разные взгляды на определение принципов воспитания детей группы риска. С одной стороны, безусловно, все принципы воспитания, разработанные разными авторами, подходят и к этим детям, если опираться на слова А.С. Макаренко, который отмечал, что нет особой технологии работы с «трудными» детьми. Но с другой стороны, безусловно, есть специфика учета особенностей этих детей, а они у них есть. Мне кажется целесообразным обратиться к принципам воспитания, разработанным специально для работы с «трудными* детьми .
Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка.
Это известный принцип А.С. Макаренко, в основе которого лежит тезис о рассмотрении ребенка как главной ценности в системе человеческих взаимоотношений. Реализация этого принципа формирует у ребенка позитивные качества, веру в свои силы.
Условиями реализации данного принципа являются:
-стимулирование самопознания ребенком своих положительных черт;
-формирование нравственных чувств при самооценке своего поведения;
-постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам; доверие к ребенку;
-формирование у ребенка веры в возможность достижения поставленных задач;
-оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;
-учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов,
предпочтений, пробуждение новых интересов
Реализация этого принципа требует от педагогов определенных действий. К таковым можно отнести проявление уважения к ребенку, признание его «самости»; защиту интересов ребенка, оказание помощи в решении его проблем; формирование в группе и коллективе гуманистических отношений, пресечение унижения достоинства ребенка и пр.
Принцип социальной адекватности воспитания.
Этот принцип реализуется в условиях организации в воспитании соответствия его содержания и средств той социальной ситуации, которая доминирует в обществе в отношении к «трудному» ребенку.
Условиями реализации данного принципа выступают:
-учет особенностей социального окружения ребенка при решении воспитательных задач;
-координация взаимодействия социальных институтов,оказывающих влияние на личность ребенка;
-обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям;
-учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа -поселения, особенностей учебного заведения и т. д.);
-коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации.
При организации воспитательной работы педагогу необходимо придерживаться некоторых правил:
- школа не должна ограничивать воспитание в своих стенах, а, наоборот, широко привлекать социальные факторы;
- педагог же, в свою очередь, должен корректировать негативное влияние внешней среды на «трудного» ребенка;
- необходимо всем участникам воспитательного процесса взаимодействовать между собой в ходе выработки единой педагогической стратегии.
Принцип индивидуализации воспитания детей группы риска требует глубокой индивидуализации всех педагогических воздействий на «трудного» ребенка. Это касается, прежде всего, изучения особенностей его личности, подбора адекватных методов, выявления причин его ненормативного поведения, раскрытия потенциала каждого «трудного» ребенка в учебной и внеучебной деятельности, организации условий для максимального раскрытия всех потенциалов «трудного» ребенка.
Условиями реализации данного принципа являются:
• мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка; « определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;
- выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
- учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;
• предоставление возможностей учащимся самостоятельного выбора способов участия во - внеучебной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования.
В практической педагогической деятельности реализация этого принципа требует следующих усилий педагога:
-в работе с «трудными» необходимо ориентироваться на развитие каждого ребенка;
-успех, полученный во взаимодействии с одним ребенком, не должен негативно влиять на других детей;
-поиск коррекционных методик должен согласовываться с индивидуальными особенностями конкретного ребенка;
-постоянно отслеживать эффективность взаимодействия с тем, чтобы вовремя изменить педагогическую тактику
Индивидуальные достижения детей группы риска
Все продвижения ребенка по маршруту полезно фиксировать и предъявлять результаты самому ребенку и родителям. Такие действия могут значительно усилить ситуацию успеха для ребенка и содействовать его более активному участию в реализации намеченных планов. В качестве технологического инструмента таких действий хотим предложить составление «индивидуального портфолио на каждого ребенка, включенного в маршрут. Портфолио — это своеобразный портфель, куда «складываются» все достижения школьника. Важно ничего не упустить. Даже незначительная победа или результат, может быть, простой, с точки зрения учителя, деятельности ребенка должен найти отражение в портфолио.
Основная цель формирования портфолио — увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте.
Она конкретизируется задачами, призванными поддерживать интерес у ребенка к ведению портфолио.
В области обучения:
•поддерживать высокую учебную мотивацию детей; « развивать познавательные процессы школьника (внимание, память, мышление и др.);
-поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
-развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
-формировать умение учиться: ставить цели, планировать,организовывать собственную учебную деятельность.
В области воспитания:
-поддерживать самооценку ребенка;
-предъявлять школьнику его достижения;
-способствовать развитию самобытности каждого ребенка;
-содействовать нахождению своей «ниши» в коллективе сверстников;
-развивать индивидуальные особенности;
показывать ребенку возможности его творческого роста.
Т.Г. Новикова отмечает, что у портфолио есть следующие функции:
1) диагностическая — фиксирует изменения и рост ученика за определенный период времени;
2) целеполагания — поддерживает учебные и воспитательные цели;
3) мотивационная — поощряет результаты детей , учителей и родителей;
4) содержательная — раскрывает весь спектр выполняемых школьниками и учителями работ;
5) развивающая — обеспечивает непрерывность процесса обучения и воспитания от года к году;
6) рейтинговая — показывает диапазон навыков и умений, которыми овладели дети за определенный период.
Обобщая вышеназванные функции, можно с уверенностью сказать, что портфолио является современным эффективным способом фиксации индивидуального роста ребенка, демонстрации его достижений в воспитательном процессе. Ребенок получает возможность проводить анализ процесса и результата собственного развития, наблюдать наиболее эффективные направления, а значит, и проектировать собственный, индивидуальный путь в учебной и внеучебной деятельности.
Портфолио может состоять из разных разделов, в которых могут найти отражение результаты деятельности . Неважно, как они будут называться. Важно лишь то, что каждое его достижение должно быть зафиксировано.
Предлагаем строить содержание портфолио ребенка до следующим направлениям.
«Портфолио документов». Это своеобразный портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Этот раздел предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио, но при всех положительных характеристиках имеет ряд ограничений. Они выражаются в том, что портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ребенка, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т. п.
« Портфолио оценки» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно — одноклассниками, работниками школы и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результата.
Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр.
Преимущества данного раздела; эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и в дальнейшем с выбором профильного направления.
В «портфолио оценки» ученикам предлагается представлять отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, участие в концертах, олимпиадах и самых различных сферах приложения сил. Важной составляющей данного раздела является самооценка ученика, его рефлексия на собственную деятельность. Бывает, что учащийся представляет неплохие результаты по каким-нибудь предметам или участия в конкурсах, олимпиадах, а выполняет при этом работу с большим нежеланием, о чем часто никто не подозревает. В результате он может получить рекомендации, не способствующие его индивидуальному развитию и достижению значимых для него результатов. Помочь школьнику «найти себя» возможно, используя этот раздел портфолио, где будет представлена саморефлексия ученика на разнообразную выполняемую им деятельность, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби.
Ограничение применения данного раздела заключается в сложности формализации и учета собранной информации.
Примерный перечень документов «портфолио оценки»:
- заключение о качестве выполненной работы (учебной или внеучебной);
- отзыв о работе в творческом коллективе: участие в подготовке и проведении коллективных мероприятий; отчет о выполнении творческих поручений; участие в делах школы, района. Резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений;
- эссе школьника, посвященное выбору индивидуальных и коллективных видов деятельности; его предпочтения и обоснование выбора;
- рефлексивные отчеты ребенка об уровне собственной успеваемости проводятся в конце учебного года, по желанию пишутся самостоятельно школьником:
- отзывы сверстников о позиции ребенка, его мобильности и активности можно проводить в форме составления определенной анкеты либо мини- сочинения;
- отзывы гостей, других работников об индивидуальном участии ребенка в какой-либо совместной деятельности;
- отзывы родителей о подготовке и участии ребенка в коллективных делах класса, секции, кружках.
Оформление портфолио тоже может носить творческий характер. Его можно представить в виде творческого дневника достижений ученика с приложением его работ в виде текстов, рисунков, сочинений, электронных версий, фотографий, видеозаписей. Это может быть папка, куда складывается весь материал, характеризующий школьника. Это может быть оформленный в Интернете сайт. Форма выбирается в соответствии с представлениями учителя и возможностями учеников. К формированию портфолио следует привлечь школьника. Это поможет ему научиться самостоятельно определять уровень своих достижений в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута и следить за его изменением.
Работа по составлению портфолио требует взаимодействия учителей, родителей и учащихся. Учитель должен как можно полнее и конкретнее информировать ученика и родителей о портфолио и возможных путях накопления личных достижений, о проводимых конкурсах, олимпиадах, фестивалях и т. п. Долг родителей — контролировать заполнение «Дневника (папки) достижений», помогать своему ребенку, если он в этом нуждается, участвовать в конкурсах, в олимпиадах по тем предметам, которые будут необходимы в дальнейшем как профильные, координировать свои действия с учителем, чтобы школьник правильно выбрал индивидуальный маршрут дальнег1шего обучения.
Портфолио также важен тем, что помогает сразу увидеть, что интересно и важно для школьника, который перешел учиться из другой школы. И, соответственно, учителю придется меньше тратить времени на диагностические процедуры и наблюдения и более точно выстроить индивидуальную работу с ним, закладывая в индивидуальный план не просто какие-то мероприятия, которые нравятся учителю, а именно те, в которых нуждается этот ученик.
В заключение несколько педагогических советов по работе с портфолио:
- сделайте ребенка заинтересованным участником процесса составления портфолио;
- научите его правильно фиксировать свои достижения.
Примерная модель характеристики
«трудного» ребенка
1.Фамилия, имя, отчество.
2.Состояние здоровья.
3.Условия жизни в семье:
-родители имеют влияние на учащегося (да, нет);
-отношения в семье нормальные, ненормальные (подчеркнуть).
4. Материальное положение семьи:
-хорошее, нормальное;
-неудовлетворительное (подчеркнуть);
-бытовые условия семьи;
-тип семьи;
-тип позиции ребенка в семье,
5. Отношение к учебе: добросовестное, активное, настойчивое, любознателен, прилежен, ленив, небрежен (под черкнуть).
6. Избирательное отношение к отдельным предметам: положительное: отрицательное;
испытывает трудности в изучении (каких предметов),
7. Эмоциональные особенности, темперамент:
- вспыльчивый, подвижный, инертный, раздражительный, склонный к слезам, спокойный, уравновешенный, отличается частой сменой настроения, быстро утомляется, неутомим (подчеркнуть);
- внимателен, рассеян (подчеркнуть); память хорошая, плохая (подчеркнуть), особенности памяти; волевой, безвольный (подчеркнуть);
- развитое чувство долга, чести, совести, коллективизма, чувство собственного достоинства; честный, правдивый, нечестный, лживый, активный, пассивный, без различный, принципиальный, верен своему слову; скромный, самоуверенный, хвастливый, завистливый, самокритичный, исполнительный, недисциплинированный, безынициативный;
- общительный, замкнутый, угрюмый, грубый, ласковый, отзывчивый, предупредительный.
8.Реакция на:
- строгость (положительная, отрицательная);
- « на ласку (положительная, отрицательная);
-на критику (положительная, отрицательная);
-на наказание (положительная, отрицательная) (подчеркнуть).
9.Тип поведения (отчужденное, своевольное, агрессивное, преступное).
10.Отношение к окружающим:
-родителям;
-старшим;
-младшим сверстникам.
11.Отношение к труду:
- в школе;
-в семье
- социуме.
12.Интересы:
-к труду (какому виду труда);
-к чтению (какой литературы);
-технике (какой);
-к искусству (кино, музыка, прочее);
-к спорту.
13.Участие в общественной работе (поручения, виды работы, отношение к поручениям, качество их выполнения).
-В каких кружках занимается?
-Каким видом спорта увлекается, есть ли разряд?
-С кем дружит учащийся?
-Имеет ли вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики)?
14.Положение в коллективе:
-пользуется, не пользуется авторитетом в коллективе(подчеркнуть);
-дорожит, не дорожит мнением коллектива (подчеркнуть);
-бывают ли конфликты с учащимися, в чем их причины.
15.Сведения о поощрениях, наградах, порицаниях и наказаниях.
Дополнения к характеристике.
1.Фамилия, имя, отчество.