Программа арт - терапии

« Цветной мир»

Актуальность

      Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, активным, целеустремленным, открытым всему новому, быть креативным. Именно поэтому все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей, их креативности. Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Доказано, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию.

      Развитие креативности и творческого потенциала ребенка, является одним из эффективных методов коррекции и развития. Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности.

Цели  программы:

1. создание условий для раскрытия творческого потенциала детей и подростков и гармонизации их личности.

Задачи программы:

1.развитие творческого мышления, воображения, креативности;

2.создание условий для самопознания и самовыражения;

3.развитие самосознания, позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

4.снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование собственных чувств и переживаний в процессе творчества;

5.развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;

6.развитие навыков рефлексии.

При реализации программы используются такие техники работы, как:

-изотерапия (рисование красками, цветными карандашами,);

-сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок);

-мандалотерапия (рисование в круге);

-музыкотерапия (прослушивание различной  музыки, использование релаксационной музыки на каждом занятии);

-драматрапия (проигрывание историй с использованием наручных кукол, фигурок, изготовленных самостоятельно);

-лепка из глины,  пластилина;

-аппликация, макетирование, коллаж и пр.

 

Коррекционные задачи программы:

1. снять высокий уровень  детской  агрессивности, демонстративности;

2.коррекция накопленных отрицательных эмоций вследствие сложных жизненных ситуаций для ребенка,

3. снять повышенную тревожность, заниженную самооценку, пассивность, апатичность;

4.   наладить сложности в общении со сверстниками и/или взрослыми,

 5. профилактика  психосоматических заболеваний.

      На занятиях ребенок личностно и творчески развивается, испытывает себя, познает свой внутренний мир, причины собственного поведения, учится наиболее эффективным способам разрешения проблем, приобретает навыки эффективного общения с людьми.

     Основными ценностями здесь выступают не результат (творческий продукт), а сама личность ребенка. Каждый окружается вниманием, верой в него, доброжелательным отношением. Лишь только сам участник может оценить свой результат, со стороны других оценок нет и быть не может.

Для занятий необходимо:

  - Бумага для рисования, ватманы, ручки, простые карандаши, ластики, наборы цветных карандашей, фломастеров, маркеров, пастель, краски акварельные, гуашь, кисти; клей, цветная бумага,  старые журналы,  газеты, ножницы.

     Эти материалы имеются в нашем Центре, а так же их приносят сами дети. Кроме того, необходим  небольшой мяч; ноутбук или магнитофон для музыкального сопровождения, релаксационная музыка.

Программа основана на следующих принципах:

    1. Принцип оптимистического подхода и отсутствия осуждений и оценок предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.

    2. Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявив в ребенке положительное и опираясь на него, можно помочь ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение.

    3. Принцип активности всех участников и  творческой позиции.

    4. Деятельностный принцип коррекции. Только в условиях  активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в «трудных» конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

5. Принцип взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.

   6. Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Занятие не должно быть перегружено материалом. В то же время различная тематика и неповторяющиеся техники арт-терапии помогают сформировать интерес и дополнительную мотивацию детей.

   7. Принцип единства развития (коррекции) и диагностики. На первых занятиях   проходит диагностика, позволяющая выявить актуальный уровень творческого мышления, характер и интенсивность трудностей, переживаемых ребенком. Во время реализация коррекционно-развивающей программы проводится постоянный контроль динамики изменений эмоциональных состояний до и после занятия. В конце цикла занятий проводится повторная комплексная диагностика с целью отследить динамику развития творческого мышления и личностных особенностей. Обратная связь с родителями осуществляется с помощью анкетирования.

    8. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей воспитанников. Этот принцип согласует требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности, с другой.

    9. Принцип постоянной обратной связи. Любой продукт творческой деятельности и упражнение обсуждаются, проводится обязательная рефлексия.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

 Данная  программа  рассчитана  на 30 занятий продолжительностью 1,5 — 2 часа.  Занятия проводятся один раз в неделю.

Оптимальное количество участников —  8 — 10 человек. Группы формируются в соответствии с возрастом детей: младшие школьники (8-11 лет).

    Помещение для проведения занятий должно иметь рабочую зону (столы) и свободную зону для упражнений.
    Групповой арт-терапевтический метод работы с детьми подразумевает работу одновременно в четырех направлениях:

1. Развитие воображения,  творческого мышления (все арт-терапевтические упражнения стимулируют воображение ребенка, включают его фантазию, что способствует проявлению у ребенка творческого подхода к разным задачам). У воспитанника появляется новое видение, новое понимание привычных предметов и явлений, что позволяет конструктивнее решать возникающие проблемы и выходить из сложных ситуаций.

2. Выражение ребенком своих актуальных чувств, эмоций и переживаний в творческих упражнениях, а также выражение укоренившихся эмоций, которые ребенок не мог своевременно выразить и которые мешают ему жить (страхи, обиды, злость и др.);

3. Самопознание ребенка (расширение представлений о себе, установление адекватной самооценки, повышение контроля за своими действиями);

4. Социализация (познание других людей, механизмов эффективных взаимоотношений с ними).

Каждое занятие строится по единому принципу:

- Заполнение арт-дневника (тема, настроение на начало занятия);

- Приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе);

- Вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);

- Реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);

- Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);

- Заполнение арт-дневника (настроение на конец занятия, впечатления от занятия, личные достижения);

- Ритуал прощания.

      Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыкой. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.

       Во время арт-терапевтических занятий проводится чередование самостоятельной работы ребенка  и активного диалога с обсуждением, обменом ассоциациями и истолкованием получаемого материала. Сама атмосфера напоминает увлекательное путешествие-игру. При этом ребенок испытывает себя, знакомится с малоизвестными сторонами собственного внутреннего мира и учится решать проблемы по-другому, более эффективно, чем решал их раньше.

     Важно то, что каждому воспитаннику  раздается Арт-дневник, который заполняется на каждом занятии. Дети фиксируют свое настроение на начало и конец занятия, впечатления от занятия и собственные достижения. Данная форма помогает самому ребенку, психологу и воспитателю отследить состояние воспитанника, способствует развитию навыка рефлексии. Данная программа реализуется совместно с педагогом – психологом.

 

   

 " />   

Индейские мандалы

  

 

Кукла из фольги

      Цель: развитие самосознания, самовыражение, развитие творческого мышления, воображения.

     Задачи: актуализация чувств, снятие психоэмоционального напряжения, развитие оригинальности мышления.

     Необходимые материалы: фольга пищевая, салфетки, листы бумаги, ручки, релаксационная музыка.