Программа арт - терапии
« Цветной мир»
Актуальность
Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, активным, целеустремленным, открытым всему новому, быть креативным. Именно поэтому все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей, их креативности. Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Доказано, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию.
Развитие креативности и творческого потенциала ребенка, является одним из эффективных методов коррекции и развития. Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности.
1. создание условий для раскрытия творческого потенциала детей и подростков и гармонизации их личности.
Задачи программы:
1.развитие творческого мышления, воображения, креативности;
2.создание условий для самопознания и самовыражения;
3.развитие самосознания, позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
4.снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование собственных чувств и переживаний в процессе творчества;
5.развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;
6.развитие навыков рефлексии.
При реализации программы используются такие техники работы, как:
-изотерапия (рисование красками, цветными карандашами,);
-сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок);
-мандалотерапия (рисование в круге);
-музыкотерапия (прослушивание различной музыки, использование релаксационной музыки на каждом занятии);
-драматрапия (проигрывание историй с использованием наручных кукол, фигурок, изготовленных самостоятельно);
-лепка из глины, пластилина;
-аппликация, макетирование, коллаж и пр.
Коррекционные задачи программы:
1. снять высокий уровень детской агрессивности, демонстративности;
2.коррекция накопленных отрицательных эмоций вследствие сложных жизненных ситуаций для ребенка,
3. снять повышенную тревожность, заниженную самооценку, пассивность, апатичность;
4. наладить сложности в общении со сверстниками и/или взрослыми,
5. профилактика психосоматических заболеваний.
На занятиях ребенок личностно и творчески развивается, испытывает себя, познает свой внутренний мир, причины собственного поведения, учится наиболее эффективным способам разрешения проблем, приобретает навыки эффективного общения с людьми.
Основными ценностями здесь выступают не результат (творческий продукт), а сама личность ребенка. Каждый окружается вниманием, верой в него, доброжелательным отношением. Лишь только сам участник может оценить свой результат, со стороны других оценок нет и быть не может.
Для занятий необходимо:
- Бумага для рисования, ватманы, ручки, простые карандаши, ластики, наборы цветных карандашей, фломастеров, маркеров, пастель, краски акварельные, гуашь, кисти; клей, цветная бумага, старые журналы, газеты, ножницы.
Эти материалы имеются в нашем Центре, а так же их приносят сами дети. Кроме того, необходим небольшой мяч; ноутбук или магнитофон для музыкального сопровождения, релаксационная музыка.
Программа основана на следующих принципах:
1. Принцип оптимистического подхода и отсутствия осуждений и оценок предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.
2. Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявив в ребенке положительное и опираясь на него, можно помочь ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение.
3. Принцип активности всех участников и творческой позиции.
4. Деятельностный принцип коррекции. Только в условиях активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в «трудных» конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
5. Принцип взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
6. Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Занятие не должно быть перегружено материалом. В то же время различная тематика и неповторяющиеся техники арт-терапии помогают сформировать интерес и дополнительную мотивацию детей.
7. Принцип единства развития (коррекции) и диагностики. На первых занятиях проходит диагностика, позволяющая выявить актуальный уровень творческого мышления, характер и интенсивность трудностей, переживаемых ребенком. Во время реализация коррекционно-развивающей программы проводится постоянный контроль динамики изменений эмоциональных состояний до и после занятия. В конце цикла занятий проводится повторная комплексная диагностика с целью отследить динамику развития творческого мышления и личностных особенностей. Обратная связь с родителями осуществляется с помощью анкетирования.
8. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей воспитанников. Этот принцип согласует требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности, с другой.
9. Принцип постоянной обратной связи. Любой продукт творческой деятельности и упражнение обсуждаются, проводится обязательная рефлексия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Данная программа рассчитана на 30 занятий продолжительностью 1,5 — 2 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.
Оптимальное количество участников — 8 — 10 человек. Группы формируются в соответствии с возрастом детей: младшие школьники (8-11 лет).
Помещение для проведения занятий должно иметь рабочую зону (столы) и свободную зону для упражнений.
Групповой арт-терапевтический метод работы с детьми подразумевает работу одновременно в четырех направлениях:
1. Развитие воображения, творческого мышления (все арт-терапевтические упражнения стимулируют воображение ребенка, включают его фантазию, что способствует проявлению у ребенка творческого подхода к разным задачам). У воспитанника появляется новое видение, новое понимание привычных предметов и явлений, что позволяет конструктивнее решать возникающие проблемы и выходить из сложных ситуаций.
2. Выражение ребенком своих актуальных чувств, эмоций и переживаний в творческих упражнениях, а также выражение укоренившихся эмоций, которые ребенок не мог своевременно выразить и которые мешают ему жить (страхи, обиды, злость и др.);
3. Самопознание ребенка (расширение представлений о себе, установление адекватной самооценки, повышение контроля за своими действиями);
4. Социализация (познание других людей, механизмов эффективных взаимоотношений с ними).
Каждое занятие строится по единому принципу:
- Заполнение арт-дневника (тема, настроение на начало занятия);
- Приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе);
- Вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);
- Реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);
- Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);
- Заполнение арт-дневника (настроение на конец занятия, впечатления от занятия, личные достижения);
- Ритуал прощания.
Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыкой. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.
Во время арт-терапевтических занятий проводится чередование самостоятельной работы ребенка и активного диалога с обсуждением, обменом ассоциациями и истолкованием получаемого материала. Сама атмосфера напоминает увлекательное путешествие-игру. При этом ребенок испытывает себя, знакомится с малоизвестными сторонами собственного внутреннего мира и учится решать проблемы по-другому, более эффективно, чем решал их раньше.
Важно то, что каждому воспитаннику раздается Арт-дневник, который заполняется на каждом занятии. Дети фиксируют свое настроение на начало и конец занятия, впечатления от занятия и собственные достижения. Данная форма помогает самому ребенку, психологу и воспитателю отследить состояние воспитанника, способствует развитию навыка рефлексии. Данная программа реализуется совместно с педагогом – психологом.
Индейские мандалы
Кукла из фольги
Цель: развитие самосознания, самовыражение, развитие творческого мышления, воображения.
Задачи: актуализация чувств, снятие психоэмоционального напряжения, развитие оригинальности мышления.
Необходимые материалы: фольга пищевая, салфетки, листы бумаги, ручки, релаксационная музыка.