Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми.

Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

    Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».  Как пишет Вачков И.В, сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

   Во время рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне .

     В понимании  Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур .

     Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  пишет: «На семинарах по сказкотерапии нам часто задают вопросы о том, как работать с конкретными проблемами: страхами, энурезом, тиками, агрессивностью и т.д. Часто мы отвечаем старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной».

    Ткач Р.М. в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
2. Сказки для гиперактивных детей.
3. Сказки для агрессивных детей.
4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой;  проблемы с мочевым пузырем и т.д.
5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.
6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

 

              Как Карапушка Клякса грибы собирал

    Лето. Утро. Солнечный день. Карапушка Клякса отправился в лес за грибами. У него есть новенькая плетеная корзинка. Он быст­ро идет по лесной тропинке, торопится. Так хочется побыстрее соб­рать много грибов и похвалиться перед друзьями! Раньше ему еще никогда не приходилось собирать грибы, но он много слышал о том, что это очень интересное занятие. Правда, предупреждали его друзья, что это не так легко, нужно знать какие-то секреты и правила. Ну, и что же тут сложного? Увидел гриб, сорвал, положил в корзин­ку... Вот и вся наука! Интересно только - где же эти грибы? В книжках на картинках они везде нарисованы. Может, в этом лесу их просто нет?

Проходит время. Корзинка пуста... Карапушка Клякса расстроен, раздосадован. Как же он вернется домой с пустой корзиной? И вдруг под елочкой заметил карапушка Клякса маленький-маленький боро­вичок. Обрадовался! Вырвал грибок из земли. Положил в корзинку... И еще больше расстроился! Корзинка ТАКАЯ большая, а грибок ТАКОЙ маленький! Достал боровичок и бросил на землю.

Только хотел дальше пойти, как услышал странные звуки. Как буд­то кто-то плачет... Оглянулся вокруг - никого не видно. Показалось, на­верное. А звук снова раздается. Действительно, кто-то плачет! Но кто? Неужели боровичок? Присел карапушка на корточки, заметил в траве грибок, поднял его. А у того и правда на шляпке росинки-слезинки поя­вились.

- Разве могут грибы плакать? - вслух спросил Клякса.

-        Конечно, могут, если их обижают! - это ежик на тропинку выбе­жал.

Не ожидал карапушка услышать такие слова. Да и в чем его вина?

Давно я на этой полянке живу, многих грибников встречать прихо­дилась. И такие, как ты, тоже попадались! - сказал ежик.

Да этот грибок такой некрасивый, маленький! Его и не видно сов­сем в траве! Я не собирался его обижать! - возмутился Клякса.

Эх, грибник, грибник! Не обижайся на слова старого ежика. Ведь
ты не только грибок - ты всю семью грибную обидел! Придется объяс­нить тебе, что других, на тебя не похожих, тоже уважать нужно!

 И тог­да к тебе тоже будут относиться с вниманием и пониманием.

 Присядь на пенек, послушай...

    Семья грибная очень дружная. И подземная страна у нее своя есть - Грибница называется, и ниточек-дорожек в этой стране видимо-невиди­мо. Вот по этим-то дорожкам и прорастают грибы из земли. Только вот разрушить страну эту очень легко. Если грибок из земли выдернуть -порвется дорожка, и уж больше никогда на том месте гриб не появится. А без грибов в лесу многим придется трудно. Знаешь, кому в лесу грибы нужны?

    Вспомнил карапушка и про белочек, которые запасают грибы на зиму, и про оленей, для которых грибы - лекарство. Да и ежикам грибы нужны - они ими свои иголки чистят, когда на спинку их накалы­вают. «А то, что боровичок маленький такой - так это потому, что дож­дика давно не было. Ты приходи, когда дождик пройдет, - целую корзин­ку крепких боровичков найдешь».

    Поблагодарил карапушка Клякса ежика за науку. Ведь теперь он многое понял. Действительно, так много самых разных растений, живот­ных и карапушек живут рядом! Они совсем не похожи друг на друга. У каждого из них есть свои правила и привычки, свои друзья и праздни­ки. Но если бережно, с уважением относиться ко всему, что так непри­вычно для тебя, но очень важно для другого, то все будут жить в мире и согласии.

                 

Интересный вопрос: Почему плакал маленький боровичок?

Для самых внимательных и любознательных: За какую науку поблагодарил ежика карапушка Клякса?

Задание для фантазеров:

Как вы думаете, чем закончилась бы эта история, если бы кара-пушка Клякса не встретил в лесу мудрого ежика?

 

История о том,как карапушки испекли хлеб- лаваш.

Однажды карапушки решили научиться печь хлеб.

-А какой хлеб мы будем печь? - спросила Веснушка. - Ведь он бы­вает разным!

Клякса предложил испечь каравай, Звездочка захотела испечь хлеб в виде буханки. Карапушка Фантазер - булку, а Капризуля - рога­лик. Начался жаркий спор, чей хлеб лучше. Тут вмешался новичок -Солнышко, который гостил у своих друзей-карапушек;

-А давайте испечем хлеб-лаваш! Его едят на моей солнечной Ро­дине.

Сначала карапушки запротестовали:

-Почему именно лаваш? Мы не знаем, что это такое!

-Это плоский, тонкий, ароматный хлеб! - ответил Солнышко.
Карапушки были удивлены: как хлеб может быть плоским, тонким, да еще при этом вкусным? Сколько Солнышко им ни рассказывал, как это быстро и аппетитно - карапушки не соглашались. Приуныл новичок и отошел в сторонку.

Друзья стояли тесным кружком, но все никак не могли договориться. В самый разгар спора Клякса заметил, что гость обиделся:

Ребята, посмотрите! А Солнышко ушел! - громко сказал он. Все замолчали, оглянулись по сторонам, но так и не увидели новичка рядом.
Он сидел на лавочке в отдалении и кормил воробьев семечками.

Как ушел? Почему? Может быть, его кто-то обидел? – наперебой спрашивали друг у друга карапушки.

Конечно, его обидели! - вынес решение Клякса.

Кто? - хором спросили друзья.

-Мы! Это мы обидели Солнышко, потому что не захотели выслушать его до конца! - тихо произнес Клякса.

Все согласились и почувствовали себя виноватыми.

-А что теперь делать? - грустно спросила Звездочка.

-Давайте попробуем испечь лаваш. А вдруг это действительно вкусно? - предложила Капризуля.

Вот именно от нее никто и не ожидал такого решения. Ну, раз даже Капризуля, которая редко с кем-то соглашалась, поняла свою ошибку -значит, карапушки на правильном пути.

Друзья подбежали к новичку:

Солнышко, прости нас за то, что мы такие невнимательные и неуступчивые! Наверное, лаваш- действительно вкусный хлеб.

Он не просто вкусный, он ОЧЕНЬ вкусный! - оживился Солнышко.

Научи нас, пожалуйста, его печь! - попросили карапушки своего нового знакомого.

Солнышко с радостью согласился.

И дело пошло! Карапушки и Солнышко надели фартуки и колпач­ки, вымыли руки. Потом достали муку, яйцо, воду, соль, замесили тесто; раскатали тонкий небольшой блин и положили его на раскаленную ско­вороду. Через пять минут лаваш был готов!

-Какой он красивый! - закричали карапушки.

-Лаваш очень похож на солнышко, - сказала Звездочка.
Карапушки взглянули на небо, в котором сияло солнышко, потом - на своего друга с таким удивительным теплым именем - Солнышко -и рассмеялись.

-Пробуйте, друзья! Вам понравится! - угощал всех Солнышко.

   Первый лавашик съели в один миг, быстро раскатали второй и тре­тий. Оказалось здорово, быстро, сытно и на вкус просто замечательно! Карапушки так увлеклись, что напекли целую горку хлебцев, намазали их медом и стали всех угощать. Так понравилась им эта дружная и вкус­ная работа, что все наперебой начали благодарить новичка:

-Спасибо тебе, Солнышко, что ты научил нас печь новый хлеб!

Пожалуйста, - засмущался Солнышко. - А я еще много разных
интересных блюд умею готовить! - с гордостью произнес он. - Хотите -и вас тоже научу? - предложил гость.

Научи, научи! - обрадовались карапушки и стали расспрашивать
Солнышко об этих новых блюдах. Ведь так интересно им было работать
всем вместе, сообща!

Я научу вас готовить сладкие лепешки с вареньем, вам понравит­ся. Это так вкусно, пальчики оближешь!

Новенький был очень доволен, что друзья приняли его в свою ком­панию.

А карапушки были рады тому, что у них появился такой замечатель­ный друг, который научил их готовить новый хлеб!

 

Интересный вопрос:

Какие названия хлебобулочных изделий вам известны?  Перечис­лите их.