Пояснительная записка.

     Проблема развития эмоциональной сферы у детей  не нова, но она по-прежнему актуальна. Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс.

      Дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

      Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности мандала - терапии, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения.

      У ребенка в процессе восприятия образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После мандала-терапии ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность мандала-терапии дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей.

Цель программы:

     Профилактика и коррекция эмоциональной сферы дошкольника; привлечь детей к активной продуктивно-познавательной деятельности способствующей формированию психических процессов; создание условий для эмоционального благополучия ребёнка.

Задачи программы:

1. развивать коммуникативные умения и рефлексивные навыки;

2. обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;

3. воспитывать терпеливость и аккуратность;

4. вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;

5. корректировать нежелательные черты характера и поведения;

6. формировать самоуверенность на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала.

Этапы проведения занятия:

1. Организационный.

Введение детей в индивидуальную или групповую работу.

2. Основной.

   Погружение в творческий процесс. Ситуация выбора. Активизация работы бессознательного. Фиксация вербальных реакций ребенка для последующей интерпретации. Актуализация чувств ребенка.

3. Завершающий.

Наблюдение за ребенком. Медитативный момент. Возвращение в ситуацию «здесь и сейчас».

Направления реализации программы:

1. Создание атмосферы доброжелательности, создание для каждогоребенка ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий, развитию творческих способностей, креативности.

2. Одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности независимо от их содержания, формы и качества.

3. Использование художественного творчества как способа психологической работы с детьми.

4.  Всестороннее, гармоничное развития личности ребенка, через развитие способности самовыражения,  саморегуляции и самопознания.

- методы: беседа, проблемная ситуация, психологические этюды, групповая дискуссия, упражнения, игры;

Средства достижения:

- мандалы, фонотека, краски, карандаши, пастель, глеевые ручки, кисти, соль, песок, природный материал, бусы, ленты, бумага, картон.

 

Программа включает три блока

1. «Я и мой мир»

- помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим;

- раскрыть в ребёнке его потенциал общения, развивать и совершенствовать его возможности поддерживая в ситуациях, как успеха, так и неудачи.

2. «В мире эмоций»

- научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, переживания;

- знакомить ребёнка с языком эмоций, учится пользоваться ими для понимания собственных чувств и эмоционального состояния другого.

3. «Я, ты, мы»

- формировать коммуникативные навыки;

- учить устанавливать и поддерживать контакты.