Программа по развитию ручного - прикладного и производственного  труда    «Возвращение мудрости предков»
                                                                Возраст детей от 7 до 18 лет 

                                                                Срок реализации: 1 учебный год

Программа по развитию ручного прикладного труда раздела ДПИ, разработана для школьников и подростков. В основе программы положен опыт по созданию оригинальных игрушек и различных изделий .
Данное направление позволит воспитанникам оценить привлекательность такой сферы профессиональной деятельности как художественно-прикладное творчество, определить свои возможности и успешность в этой области.
Для школьника важны продуктивные ручные действия. Кроме развития общей ручной умелости, самоконтроля, особая значимость состоит в формировании базовых компонентов «психического стержня» растущей личности. Трудовая деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Ручной труд - вид деятельности, благодаря которому развивается моторика, совершенствуются координация движений. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается коммуникативные навыки общения. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше развивать умения и навыки производственного труда.
В разработке программы выбрано 3 направления:
1. Русские народные тряпичные куклы.
2 Основы народного искусства ( Роспись Хохлома, Городец, Гуслица)
3. Роспись декоративных деревянных изделий.
В последнее время элементы народного промысла стали особо востребованным элементом декора, а их популярность с каждым днем все возрастает. Интерьерные куклы, росписные изделия ручной работы несут в себе особую одухотворенность и энергию уюта.
Обучающимся предлагается возможность попробовать себя в роли мастера по изготовлению оригинальных изделий своими руками имеющие народную ценность.
Цель программы: Развить интерес воспитанников к декоративно-прикладному искусству, научить приемам использования традиционных видов рукоделия в современной жизни.
Задачи программы:
Образовательная:

- познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
- познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
- обучение детей приёмам выполнения народной тряпичной куклы;
– обучение трудовым навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности, а также способным пригодиться в обыденной, семейной жизни;
- обучение инструментальным навыкам;
- познакомить детей видами народной росписи ( Хохлома, Городец, Гуслица), как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
- научить методами и приемами, народной росписи;
- научить технологии росписи на деревянной поверхности;
- создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов;
Воспитательные:
- содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
- прививать основы культуры труда;
-способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе.
- воспитание любознательности, дисциплинированности, организованности;
-Вызывать у детей интерес к художественному труду, творческой деятельности.
-Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.
-Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.
-Воспитывать интерес к труду, желание трудиться.
-Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.
Развивающие:
-способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
-формировать эстетический и художественный вкус;
- развитие художественного мышления, зрительной памяти;
- развитие мелкой моторики через овладение ручным трудом;
Методическое оборудование :
- учебные и методические пособия по тряпичной кукле;
- подборка схем, иллюстрированных альбомов по различным видам тряпичных кукол;
- портфолио детского творчества, где представлены материалы, отражающие достижения учащихся;
- указатель литературы для педагога и для детей;
- образцы готовых изделий по программе обучения;
- инструкция по технике безопасности при работе с инструментами;
- инструменты и вспомогательные приспособления: ножницы, карандаши, линейка.
- наглядно – иллюстративные материалы: таблицы, инструкционные карты, образцы изделий, раздаточный материал, дидактические карточки.
Используемые материалы:
- бумага
- краски акриловые
- гуашь
- клей ПВА
- заготовки матрешек ( дерево)
- заготовки тарелочек разной формы ( дерево)
- лак по дереву;
-заготовки разделочных досок ( дерево)
- заготовки различных декоративных изделий( ложки, шкатулки и т.д)
Инструменты и приспособления:
- калька
- Карандаш
- Линейка
- Кисточки для клея и красок
                                                                                                                                    
 Методические особенности программы
При разработке данной программы учитывались физические и психологические особенности детей. На занятия, требующих длительной концентрации внимания и усидчивости, используются здоровьесберегающие технологии. Практические занятия по данной программе чередуются с теоретическими, на которых проводятся беседы, демонстрируются иллюстрации, карточки со схемами, образцы изготовления кукол, готовые изделия. Совместная деятельность между взрослым и ребенком строится на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.
Важным моментом в организации творческого процесса во время занятий является создание у детей мотивации. Потребность достижения успехов должна доминировать над боязнью неудачи. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям ребенка.
В начале каждого занятия обсуждается объем работы, который нужно выполнить. На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность. Также в ходе реализации программы ведется индивидуальная работа с одаренными воспитанниками. В конце года планируется разработка и оформлении выставки кукол и игрушек.
Занятия проводятся:
- с подгруппой детей 2 раза в неделю;
- индивидуально;
- длительность занятий 45 минут.

Программа строится с учетом основных методов и приемов:

- Объяснительно-иллюстративные (Рассказ, показ, беседа)
- Репродуктивные (Практические занятия)
- Эвристические (Творческие задания)

Направления реализации программы:

1. Русские народные тряпичные куклы.

 

В настоящее время большой интерес вызывает традиционная русская кукла. Русские народные куклы по- настоящему красивы и своеобразны, выполнены в разных техниках. Кроме того, народная куклы является замечательны средством эстетического воспитания детей. Каждая кукла создается на основе традиционной обережной куклы, с использованием натуральных материалов.

Данное направление предполагает изучение истории народной куклы, традиций и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы. Включает теоретическую и практическую работу. Способствует воспитанию нравственных качеств личности такие, как послушание, уважение к старшим, любовь к близким, милосердие, терпение, доброта.

Работа по созданию кукол проводится 2 раза в неделю, продолжительность 45 мин -1час .

Возможно использование аудио- и видеоматериалов, демонстрирующих народные праздники.

 

2. Направление

Основы народного искусства

( Роспись Хохлома, Городец, Гуслица)

Данное направление представляет собой серию занятий по обучению детей основам народных промыслов Хохлома , Городец и Гуслица, а также развитию художественного труда.

Образцы росписи , которые видят наши воспитанники, раскрывают перед ними богатство культуры народа ,помогают им понять и любить прекрасное, приучают к труду. Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна детям для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров , симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное.

Занятия помогают развить творческий потенциал детей. Знакомство с росписью идет поэтапно. Воспитанник постепенно осваивает технологию рисунка, двигаясь от простых элементов к созданию сложных композиций.

Программа рассчитана на один год обучения с детьми школьного и подросткового возраста.

Занятия проводятся:

- с подгруппой детей 2 раза в неделю;

- индивидуально;

- длительность занятий 45 минут.

3. Направление

Роспись декоративных деревянных изделий

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – самое древнее искусство, возникшее еще в первобытные времена, отдаленные от нас тысячелетиями. Но искусство это остается молодым, потому что по-прежнему необходимо человеку в его жизни, быту. И сегодня декоративно-прикладное искусство создает среду, в которой живут люди, украшает их повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной!

Данное направление предполагает введение воспитанников в мир профессий, связанных с технологиями преобразования деревянных декоративных материалов в готовое художественное изделие. Подготавливает к конкуренции на рынке труда и профессий, развивает способности поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт.

Работа по росписи декоративных изделий проводится с воспитанниками старшего школьного возраста.

Занятия проводятся:

- с подгруппой детей 2 -3 раза в неделю;

- индивидуально;

- длительность занятий 45 минут.
 

Ожидаемый результат

В процессе реализации программы ручное прикладное творчество, помогает развивать у детей фантазию, творческое мышление, выдумку. Она способствует привитию определенных трудовых навыков и умений, развивает творческие способности детей, их художественный вкус, желание экспериментировать.

В результате данной программы дети должны научиться выделять характерные элементы народной росписи и средства художественной выразительности в работе. Научиться росписи деревянных декоративных изделий используя технологию, в традиции народных мастеров. Создавать декоративные изделия в традиции Городецкой и Гуслицкой росписи. Развить мелкую моторику пальцев и закрепить навыки ручного прикладного труда.