Главная » Файлы » занятия

Красавица матрешка
17.11.2014, 22:10

Ход занятия:

Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла»!

 Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте!

На фоне музыки воспитатель достает расписной сундучок, приговаривая:

Воспитатель: Я на ярмарке бывала

И подарки выбирала.

Принесла вам сундучок –

Позолоченный бочок.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Вынимаю  напоказ

И веду  про них рассказ.

Воспитатель: Ребята, чем же может быть наполнен такой  сундучок?

     Открою вам тайну. Сундучок наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире.  Итак, откроем сундук?

 Дивное диво я нынче принесла

Диво чудесное, расписное,

А ну, отгадайте. Что это такое?

(загадывает загадку)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша….( русская матрешка)

 (слайд 6)

Воспитатель:  Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира. Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей). Оказывается, ей в этом году исполняется 125 лет.

     А вот как появилась на свет первая русская  матрешка,  нам расскажет (воспитанница  Надя Ж.).

Сообщение воспитанницы:

                               Первая русская матрешка.

     В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце 19 века жили многие русские художники: Серов, Коровин, Васнецов. И привезла однажды помещица Мамонтова из Японии игрушку.  Раскроешь его, а  в нём японка,  ещё и японец – малыш спрятан. В Японии деревянную игрушку называли фукуруму,  что означает веселый складной старичок. Вот тогда и решили художники попросить знаменитого мастера  Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешку. А известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному  в то время.  (слайд    ) Вот так и появилась на свет первая русская матрешка.

     Воспитатель: Спасибо Наде за рассказ! С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин -

 это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство  младенец.

Воспитатель: Из чего делают матрешку?      

( Ответы детей:  Из дерева). Матрешек делают из дерева.

Воспитатель: Из какого дерева?(Ответы детей:  Из березы).

Изготовляют матрешек из липы ,березы ,осины

Воспитатель: Сделать матрешку не просто. Давайте послушаем как же изготавливается  матрешка. А расскажет нам об этом воспитанница ( Вероника А).

Сообщение :

                          Технология изготовления и росписи матрешки

      Сначала  мастер выбирает  дерево- это липа, береза, осина. Оно должно ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и  хранят  примерно два года. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря этому, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.

        По окончании токарных работ деревянную матрешку тщательно зачищают, грунтуют, для того чтобы ее поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат. Теперь матрешка готова к росписи. 

       Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. После раскраски матрешек покрывают лаком. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость.( слайд 9 )

    Воспитатель: Спасибо за рассказ. А мы повторим. Что сначала делает мастер?

( Ответы детей:  Мастер вначале работы подбирает брусок дерева).

Воспитатель: Дальше вытачивает заготовку на токарном станке, чтобы не было ни сучка, ни трещинки. Затем ее делает разъемной , грунтует . А что дальше?

(Ответы детей :  Подготавливают краски для работы). Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрешку.

Воспитатель: Что делает, когда расписал матрешку? (Ответы детей:  покрывает ее лаком для прочности). Чтобы матрешка была прочная, ее покрывают лаком.

Воспитатель: Знаменитая русская матрешка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот период матрешка стала одним из символов русского народного искусства. В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрешек. А какие вы сейчас  узнаете:

 Воспитанники читают  стихотворение:

1 воспитанник:

Я из Сергиева Пасада.

Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

       Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Именно здесь вскоре началось массовое производство этой игрушки,, которую называют Сергиево-Посадской или Загорской.

2 воспитанник  о матрешке из Полхов- Майдана:

Взял я в руки кисть и краски,

 Стал волшебником из сказки.

На матрешке яркий сарафан

Расписал под Полховский Майдан .

 Есть такое село в Нижегородской области - Полхов Майдан. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и красят  свои поделки - матрёшки. Эту матрешку отличает стройный силуэт, вытянутый силуэт. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: "большая роза", "розан", "колокольчик", "яблочко", "виноград" и другие.

 3 воспитанник о матрешке Семеновской:

Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.                      

  Семёновскую матрёшку отличает от загорской большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов.

Вятская матрешка

Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши.

Вятская игрушка отличается более сложной технологией изготовления.

      Воспитатель: Все эти матрешки отличаются и по форме. Загорская – широкая, семеновская – несколько вытянутая, матрешка Полховского Майдана более вытянутая с узкой уплотненной головкой. Есть и авторские матрешки.

Современные авторские матрешки

     Воспитатель:  В настоящее время русская матрешка переживает своеобразное возрождение. Большой интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрешка, выполненная художником-  или любителем по собственному замыслу. Появились различные варианты русской матрешки, одетой в народную одежду, в облике которой угадываются черты первой русской матрешки С.В.Малютина. Фантазии современных художников нет границ. Показ фото матрешек ( Слайд,,,,)

Физкультминутка «Веселые художники»

      Воспитатель: Сейчас ребята мы немножко поиграем. Вы сможете представить себя настоящими художниками, а игра так и называется « Веселые художники». Вам нужно с завязанными глазами нарисовать матрешку всей группой. Непременное условие – с завязанными глазами. Один начинает рисунок, другой продолжает и т. д. (под мелодию “Песенка о смешном человечке” А. Пахмутовой)

     Воспитатель: Спасибо вам  за игру! Все молодцы!  Вам нравится русская  матрешка? Хотели бы вы ее расписать? (получает согласие детей).

    Воспитатель: Тогда я приглашаю вас на фабрику по росписи  матрешек, где мы с вами будем расписывать деревянную матрешку из города Семенова , значит зовут ее….( Семеновская). Посмотрите на картинку.

Какие цвета в росписи используют художники?

Ответы детей: Художники используют красный, желтый , зеленый .

Для работы художники используют разные цвета: красный, желтый, черный, зеленый

Воспитатель: Как расписан фартук у Матрешки?

(Ответы детей: Она в руках держит большой букет роз).

В букете очень много листочков. Он закрывает почти весь фартук.

Воспитатель: Как расписан платочек?

( Ответы детей: Края украшены цепочкой из бутонов и листьев).

По краю платочка нарисована цепочка из бутонов цветов и листочков.

Воспитатель: Как вы думаете, какой может быть Матрешка?

(Ответы детей: Веселой и озорной)

Помогут при росписи матрешки   гуашевые краски и клей ПВА.

           Последовательность выполнения работы:

1. Возьмем заготовку матрешки заранее обработанную основой.

2. Нарисовать лицо вам поможет круг.

3. Нарисуй платок.

4. Проведи вертикальную линию от макушки до самого низа.

5. Осторожно нанеси карандашом на лице 2горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа – на прямой ряд), в средней части – глаза, а в нижней – губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии. (Вот наша матрешка и стала с носиком).

6. Обрати внимание, как у матрешки нарисованы руки.

7. Заполни передний фон сарафана матрешки букетом цветов.

8. Раскрась матрешку. Декоративные цветы, украшающие матрешку, не должны появиться ранее того, как будет подготовлена однотонная раскраска основных частей одежды матрешки.

 

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

 (Звучит русская народная мелодия «А я по лугу».  Дети самостоятельно расписывают Матрешек. (Во время росписи воспитатель напоминает детям пословицы о труде).

Поспешишь – людей насмешишь.

 Умелые руки не знают скуки.

Землю красит солнце, а человека – труд.

Каков мастер, такова и работа.

Всякое дело мастера красит.

Воспитатель:  Молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера-художники!

Да и сами матрешки мастерицы хоть куда: и нарядные красавицы, и певуньи, и плясуньи.

Нынче праздник в нашем доме,

Гости бьют в ладошки.

Продолжается знакомство

Где же вы, матрешки?

(Под музыку выбегают Матрешки)

Частушки

Воспитатель: Эй, Матрешки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

(Дети поют частушки под русскую народную мелодию)

1. Мы матрешки, мы подружки,

Утром рано мы встаем,

Вчетвером поем частушки

И танцуем вчетвером.

2. И кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

Спим мы вместе, спим мы дружно,

Спим мы все одна в другой.

3. Шли подружки по дорожке,

   Было их немножечко:

  Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка.

4. Ох, уж у Матреши

Доченьки пригожи!

Доченьки пригожи,

На нее похожи!

 

 

 

5. Я – Матрешка – сувенир

В расписных сапожках,

Прогремела на весь мир

Русская Матрешка!

6. Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяна я:

Щеки, словно розы.

7. Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет!

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

8. Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах.

На весь мир молва идет.

Подведение итогов

(Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…)

Воспитатель: Прошло много лет, а Матрешка до сих пор – любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрешки остается прежней – любовь и дружба. Дорогие наши гости сегодня мы хотим от всей души подарить эту замечательную матрешку ,сделанную своими руками.

Воспитатель: Вещей накоплен был веками.

Хранит их каждый дом, а может быть – музей.

Умейте рисовать и сотворять руками

Все то, что может радовать друзей.

Путь творчества людей прекрасно бесконечен,

В нем место есть всегда для наших малышей.

Желаю вам удач и говорю: “ До встречи, милые друзья!”

 

 

 

 

Категория: занятия | Добавил: 101r
Просмотров: 725 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: