Главная » Файлы » занятия

" Красавица матрешка"
09.12.2015, 21:54

Групповое занятие-мастер класс

" Красавица матрешка"

Цель: 

1.Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования;

2.Закрепить технику рисования  при росписи матрешек .

Развивающие:

1. Развивать эстетическое восприятие и воображение;

2. Формировать творческие  способности детей.

 Задачи

-познакомить  детей  с  историей  первой русской матрешки;

- познакомить с  технологией изготовления  и росписью матрешки;
-  воспитать  эстетические, нравственные, патриотические  чувства   у  детей,   посредством  народного  декоративно-прикладного  искусства.  
Методы: Игровой, наглядный, словесный, практический.

Материал и оборудование:

ДемонстрационныйИгрушка Матрешка, алгоритм «Последовательность изготовления матрешки», мольберт.

Раздаточный: деревянные заготовки  матрешек, краска гуашь красного, синего, зеленого цветов, салфетки влажные, ватные палочки, кисти ,клей ПВА, палитра, баночки с водой.

Оборудование: декорация русской горницы, волшебный сундучок, выставка матрешек, мультимедийная  презентация.

Музыкальное сопровождение:  русская народная  музыка:

1 «Во поле береза стояла»!

2. Детские Песни - Ой Да Мы Матрешки .

3. Русская Народная Плясовая.

4. Русская народная мелодия «А я по лугу». 

5.Музыка к частушкам.

Индивидуальная работа: помочь при росписи матрешки детям( развитие зоны ближайшего развития).

Ход занятия:

Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла».

   Дети проходят в зал, садятся на стульчики. ( Здороваются с гостями)

Воспитатель: на фоне музыки  достает расписной сундучок, приговаривая:

Я на ярмарке бывала

И подарки выбирала.

Принесла вам сундучок –

Позолоченный бочок.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Вынимаю  напоказ

И веду  про них рассказ.

      Но сначала ребята  открою вам тайну. Сундучок наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире.

 Дивное диво я нынче принесла

Диво чудесное, расписное.

А ну, отгадайте. Что это такое?

 Воспитатель загадывает загадку:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша.( русская матрешка  )

Итак, откроем сундук?

Достаю матрешку из сундучка, показываю матрешки на столе.

( Слайд 4 )

Воспитатель:  Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира. Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей). Оказывается, ей в этом году исполняется 125 лет.

     А вот как появилась на свет первая русская  матрешка,  нам расскажет.......

Сообщение:   Первая русская матрешка.

     В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце 19 века жили многие русские художники. И привезла однажды помещица Мамонтова из Японии игрушку.  Раскроешь его, а  в нём японка,  ещё и японец – малыш спрятан. В Японии деревянную игрушку называли фукуруму,  что означает веселый складной старичок.

   Воспитатель: Ребята посмотрите на экран.

 Вот тогда и решили художники попросить знаменитого мастера  Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешку. А известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному  в то время. Вот так и появилась на свет первая русская матрешка.

     Воспитатель: Спасибо Игорю  за рассказ! С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин ,а известный  художник Сергей Малютин расписал игрушку на русский лад- это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство  младенец.

Воспитатель: Ребята,  из чего делают матрешку?   

( Ответы детей:  Матрешек делают из дерева).

Воспитатель: Из какого дерева?  (Ответы детей:  Из березы).

 Сделать матрешку не просто. Давайте послушаем как же изготавливается  матрешка.  А расскажет нам об этом воспитанница ( Щемерова Екатерина).

Сообщение : Технология изготовления матрешки

      Сначала  мастер выбирает  дерево- это липа, береза, осина. Оно должно ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и  хранят  примерно два года. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря этому, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.

        По окончании токарных работ деревянную матрешку тщательно зачищают, грунтуют, для того чтобы ее поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат. Теперь матрешка готова к росписи.

    Воспитатель: Посмотрите на экран ,вот такую матрешку вытачивает мастер на токарном станке. А вот о технологии росписи вам расскажет Анеев Иван.

  Технология росписи матрешки

       Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил.  После раскраски матрешек покрывают лаком. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость.

    Воспитатель: Спасибо за рассказ. А мы повторим. 

Что сначала делает мастер? Ответы детей:  

1Мастер вначале работы подбирает брусок дерева.

Воспитатель: А что дальше?

2. Дальше вытачивает заготовку на токарном станке, чтобы не было ни сучка, ни трещинки.  

Воспитатель: А что дальше?

3. Ответы детей : грунтует матрешку.

Воспитатель: После того как загрунтовали матрешку?

4. Художник наносит рисунок, будущей матрешки.

Воспитатель: А что дальше?

5.Расписывает матрешку красками.

Воспитатель: Что делает художник, когда расписал матрешку?

 6. Ответы детей:  покрывает ее слоем прозрачного лака  для прочности.

Воспитатель: Знаменитая русская матрешка, известная далеко за пределами России. В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрешек. А какие вы сейчас  узнаете:

Выходят  воспитанники читают  стихотворения:

Я из Сергиева Пасада.

Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

       Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению  формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Эту матрешку называют Сергиево-Посадской или Загорской.

2

Взял я в руки кисть и краски,

 Стал волшебником из сказки.

На матрешке яркий сарафан

Расписал под Полховский Майдан .

 3

Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.                      

  Семёновскую матрёшку отличает от загорской большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов.

4

Вятская матрешка

Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши.

Вятская игрушка отличается более сложной технологией изготовления.

Воспитатель: Спасибо вам за рассказ .Ребята посмотрите на экран. Перед вами традиционные русские матрешки. Все эти матрешки отличаются друг от друга и по росписи и по форме. Загорская – широкая, семеновская – немного вытянутая, матрешка Полховского Майдана более вытянутая с узкой уплотненной головкой.

     Воспитатель:  В настоящее время русская матрешка переживает своеобразное возрождение. Большой интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрешка, выполненная художником-  или любителем по собственному замыслу. Появились различные варианты русской матрешки, , в облике которой угадываются черты первой русской матрешки расписанную Сергеем Малютиным . Фантазии современных художников нет границ. Показ авторских матрешек .

Физкультминутка «Веселые художники»

      Воспитатель: Сейчас ребята мы немножко поиграем. Вы сможете представить себя настоящими художниками, а игра так и называется « Веселые художники».

Для этого нам понадобится………………….

Вам нужно с завязанными глазами нарисовать матрешку всей группой. Непременное условие – с завязанными глазами. Один начинает рисунок, другой продолжает и т. д.

     Воспитатель: Спасибо вам  за игру! Все молодцы!

 Вам нравится русская  матрешка? Хотели бы вы ее расписать?

(получает согласие детей).

    Воспитатель: Тогда я приглашаю вас на фабрику по росписи  матрешек, где мы с вами будем расписывать деревянную матрешку из города Семенова ,  значит зовут ее….( Семеновская). Посмотрите  внимательно на картинку.

Какие цвета в росписи используют художники?

Ответы детей:  Для работы художники используют разные цвета: красный, желтый, черный, зеленый

Воспитатель: Как расписан фартук у Матрешки?

Ответы детей:   В руках  она держит большой букет роз.

В букете очень много листочков. Он закрывает почти весь фартук. А яркие цветы являются визитной карточкой Семеновской матрешки.

Воспитатель: Как расписан платочек?

( Ответы детей: Края украшены цепочкой из бутонов и листьев).

Воспитатель: Как вы думаете, какой может быть Матрешка по своему характеру?

(Ответы детей: Веселой и озорной)

Вот такую Семеновскую матрешку я сделала своими руками.

 

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай себе  узор,

Чтобы радовал он взор.

           Последовательность выполнения работы:

1.Проходите на свои места, наденьте нарукавники и фартуки.

2.Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, кисти разный размеров, палитра, баночки с водой, тряпочки и заготовки матрешек.

3.Мы с вами уже выполнили несколько этапов: загрунтовали матрешку, нанесли рисунок, расписали матрешки лицо, платок и фартук.

4.Сегодня мы продолжаем роспись. У нас остались не расписаны край платка и красный сарафан.

5.Откроем зеленую гуашь, возьмем тонкую кисть, смочим ее в воде. Нанесем краску на палитру и добавим капельку клей ПВА. Размешаем до однородной массы. Это нужно для того, чтобы краска не растекалась и быстро высыхала. Начинаем роспись от лица двигаясь слева направо.

А пока вы расписываете я напомню вам пословицы о труде, которые помогут вам в работе:

Поспешишь – людей насмешишь.

 Умелые руки не знают скуки.

Землю красит солнце, а человека – труд.

Каков мастер, такова и работа.

Всякое дело мастера боится.

Звучит русская народная мелодия «А я по лугу».  Дети самостоятельно расписывают Матрешек. По окончанию работ дети снимают фартуки , нарукавники и садятся на стульчики.

    Воспитатель:  Молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера-художники!

Нынче праздник в нашем доме,

Гости бьют в ладошки.

Продолжается знакомство

Где же вы, матрешки?

(Под музыку выбегают Матрешки)

Воспитатель: Эй, Матрешки-хохотушки, Запевайте-ка частушки!

Частушки

(Дети поют частушки под русскую народную мелодию)

1. Мы матрешки, мы подружки,

Утром рано мы встаем,

Вчетвером поем частушки

И танцуем вчетвером.

2. Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяна я:

Щеки, словно розы.

3. Шли подружки по дорожке,

   Было их немножечко:

  Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка.

4. Ох, уж у Матреши

Доченьки пригожи!

Доченьки пригожи,

На нее похожи!

5. Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцев

На весь мир молва идет!

6. Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет!

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет. ( вместе)

Подведение итогов

(Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…)

Воспитатель: Прошло много лет, а Матрешка до сих пор – любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрешки остается прежней – любовь и дружба. Дорогие наши гости сегодня мы хотим от всей души подарить эту замечательную матрешку, сделанную своими руками.

А ребята сейчас мне помогут!

Воспитатель обращается к детям:

      Ребята сегодня мы с вами закончили роспись «Семеновской матрешки». У вас получился настоящий русский сувенир - расписанный по технологии. А после того как матрешки будут покрыты лаком, мы организуем выставку ваших работ и обязательно покажем их вашим родителям. А в дальнейшем мы будем, дальше знакомиться с новыми видами росписи русской матрешки.

    Вы молодцы! Спасибо вам за ваше творчество! Для вас у меня есть сладкие подарки!

 

Категория: занятия | Добавил: 101r
Просмотров: 87 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: