Главная » Файлы » занятия

Семеновская матрешка
18.03.2015, 10:47

ГКУ СО МО « Егорьевский социально –  реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наш дом»

                  

Групповое занятие  

на тему:

« Семеновская матрешка»

Цель: сформировать навыки   росписи   Семёновской матрёшки.

Задачи

-познакомить  детей  с  историей    Семёновской    матрёшки.

- познакомить с  особенностями росписи семеновской матрешки. 
-  воспитать  эстетические, нравственные, патриотические  чувства   у  детей,   посредством  народного  декоративно-прикладного  искусства.  
- развивать творческих способностей у детей.

  Оборудование:  таблицы,  шаблоны,  наборы  матрёшек,  кассеты   с   записью  музыки; для детей - гуашь,  акварель,  кисти  беличьи,  №1,  №2,  альбомы.

Ход занятия

Организационный  момент.

Подарили мне матрешку,
Допустила я оплошку:
Разломила пополам – интересно, что же там?
Там еще одна матрешка, улыбается, дурёшка,
Хоть и жаль ее ломать
Буду дальше разбирать.

– Что называют матрешкой?

– Из чего ее изготовляют? (Ответы детей.)

Матрешкой называют точеную разъемную игрушку. Изготовляют ее из древесины.

– А вы знаете, как появилась матрешка?

    Тема нашего сегодняшнего занятия «Семеновская матрешка».

По матрешечному искусству можно посмотреть историю государства Российского. Не случайно матрешки пользуются большим спросом во всех странах мира. Приобретая матрешку, иностранцы знакомятся с нашей историей  и с нашим национальным искусством, матрешка наша как бы шагает в ногу со временем, поэтому она всегда интересна.

     Надо сказать, что матрешку пытались делать и в Германии и во Франции, но не прижилась она там, а у нас в России искусство матрешек получило стремительное развитие, особенно, авторская матрешка.

(Показ иллюстраций матрешек « Борис  Ельцин», «Русские писатели».)

    Конечно же, на создание авторской матрешки художников вдохновляют не только исторические события, но и красота нашей природы.

(Показ авторских работ педагога «Чаепитие», «Подснежники» - набор матрешек).

Подводя итог вступительному слову о нашей русской матрешке, что эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию прозвучат слова и музыка.

«Матрешка – символ русского народного творчества».

(звучит музыка).

      Есть такая замечательная область в  России – Нижегородская. Вот сегодня мы туда и отправимся в путешествие. Поехали... (Путешествуем под музыку).

        Заволжские леса красота необыкновенная, с давних пор она  вдохновляла  жителей сел и  деревень на создание произведений искусства. Густые, местами непроходимые леса заволжского края давали приют старообрядцам, стрельцам, бежавшим от помещичьего произвола. В  этих краях хорошо знали и использовали в декорировании  разных прикладных изделий. Именно здесь появилась знаменитая хохлома, в орнаментальных рисунках которой есть  мотивы, восходящие культуре древней Руси.
В сёлах Нижегородской области существует легенда.

    Давным-давно при царском дворе жил художник-иконописец. Но тяготило художника подневольная жизнь придворного художника, и решил он бежать в далекие заволжские леса. Поставил себе дом и стал творить, то что было близко народу, чашки да ложки, рисовал на них яркие ягоды, да золотые цветы. Так и появилась хохлома, но художник был иконописцем и влияние иконописи несомненно есть в хохломе, а соседство с хохломой во многом определяет своеобразие Семёновской матрёшки.

     Изготовлением токарных изделий в Семёнове занимались издавна, вытачивали ведёрки, чашки, резали ложки. Делать матрёшку там начали, когда впервые привезли из Сергиева-Посада первую матрёшку-болвашку, изображавшую мужика с бородой и усами, но по аналогии с пасхальными яйцами её решили сделать разъёмной. Так появилась деревянная игрушка – прообраз будущей Семёновской матрёшки. Первую матрёшку расписывали анилиновой красной краской, сверху покрывали клеем.      Постепенно сложился тип Семёновской матрёшки, в отличие от Сергиево-посадской  он более условен и декоративен. Семёновские мастера не стремятся к созданию матрёшки из современной жизни. Своей росписью они идут от орнамента древней Руси.

     Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, черточки у губ, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок, юбку, передник, прорисовывают руки. Основой композиции считается фартук, на котором чаще изображают букет.

В настоящее время мастера используют цвета – красный, синий, жёлтый, зелёный. Семёновские мастера создали свою форму матрёшки, которая отличается от сергиево-посадской, имеют большую стройность, относительно тонкий верх. Отличается она и многоместностью, в неё вкладывается 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена 72-местная матрёшка высотой 1 м, диаметром 0,5 м.

Известны Семёновские матрёшки «Русский молодец», «Русская красавица», «Семёноские ребята».

Со временем Семёновская матрёшка изменилась. Платок сменился на кокошник, молодец надел картуз.

До 1929 года мастера изготовляли матрёшку на дому, затем появилась артель, которая объединила Семёнов и близлежащие к нему деревни. В начале в неё входили два десятка человек. В настоящее время это самый крупный центр по изготовлению матрёшки в России.

Практическая работа.

Порядок выполнения практической работы.

1. Детям выдают шаблон , они переводят его в альбом.

2. Работа над эскизом карандашом.

Прорисовывается лицо: намечаются линии бровей глаз, линия губ, щёки. При этом следует детям соблюдать правила симметрии.

   Намечается общая форма платка (головной убор), рукавов, рук, то есть идёт общая компоновка. Ведётся более детальная проработка рисунка  цветка.

(Рисунок цветка  вывешивается на отдельных таблицах, с правильностью их построения и детальной прорисовки).

3. Работа над эскизом красками. (Работа ведётся гуашью и акварелью).

Работа, выполняемая кистью № 2 – фон лица, платья жёлтым цветом (гуашь). Выполнение фона платка и  цветка красным цветом (гуашь)

Выполнение кистью № 1 – глаз, носа, губ,  обводок всего эскиза чёрной акварелью.

Подведение итогов.

Вопросы  детям:

В какой области находится город Семёнов?
(Ответ:  Нижегородская область).

Какой центр в России самый крупный по изготовлению и росписи матрёшек?

(Ответ: город Семёнов).

Анализ работ выполненных детьми.

Просматриваются выполненные работы детей, и делается анализ в следующей последовательности: компоновка (расположение деталей рисунка на контуре матрёшки), качество выполнение фона, и других частей матрёшки цветом, качество выполнение обводок.

Отмечаются лучшие работы детей.

 

Категория: занятия | Добавил: 101r
Просмотров: 1340 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: