ГКУ СО МО « Егорьевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наш дом»
Проект " Возрождение через просвещение"
В современном обществе отмечается падение нравственного влияния на детей. Снижение интереса к жизни ребенка, слабое материальное обеспечение многих семей, неправильно выстроенные социальные доминанты – все ведет к деструкции личности.
Специфика воспитательной работы в реабилитационном центре « Наш дом» направлена на развитие детей с трудным поведением. Это дети, на нестандартное поведение которого повлияли его развитие, психологические особенности и социально-педагогические условия развития его личности. Специфика социально-реабилитационной работы с такими детьми требует от педагога тонко инструментированного педагогического воздействия. Особенно это обусловлено различной выраженностью эмоциональной сферы трудных детей, разными педагогическими условиями, в которых выросли дети.
Участие в творческой деятельности в процессе социальной реабилитации развивает коммуникабельность, позволяет определить модель поведения и апробировать её на практике, найти свою "нишу" в социуме.
Арт-терапия - одна из наиболее распространенных реабилитационных технологий, основанная на использовании средств изобразительного искусства. Народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм. Люди веками стремились в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любви к природе, свое понимание красоты.
Гуслицкий стиль книжного орнамента можно отнести к декоративному народному искусству. Образцы росписи, которые видят воспитанники нашего центра, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им понять и любить прекрасное, приучают к труду .
Рисование ценно тем, что дает возможность ребенку выразить себя невербально. Кроме того, рисование позволяет отреагировать свои эмоции, выплеснуть агрессию на бумагу. Таким образом, рисование — это не только невербальный способ коммуникации, но и средство развития ребенка, поскольку помогает ему разобраться в своих переживаниях и чувствах.
В процессе социальной реабилитации данный проект помогает развить творческий потенциал детей.
Как инструмент коррекции помогает детям с несформированными навыками общения, проблемы компьютерной зависимости, высоким уровнем агрессивности у ряда воспитанников.
В процессе арт-терапевтического воздействия, через занятия искусством у воспитанников формируется мышление, активизируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания, коммуникация.
Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна детям для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывает у них желание воспроизвести увиденное. Проект содержит историческую справку, фрагменты занятий, карточки - приложения с заданиями.
Цель данного проекта:
- возрождение старообрядческого гуслицкого книжного орнамента, как одну из интереснейших и уникальнейших технологий;
- формировать интерес воспитанников к истории и культуре родного края;
- познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства – гуслицкой росписью;
Задачи данного проекта:
Образовательные задачи:
- освоение детьми новой техники росписи;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
-освоение способов изображения разных элементов росписи: нескольких видов цветков, ягод, листьев, столбцов, буквиц, заставок и т.д.;
- научить использовать в узорах цветовую гамму, характерную для гуслицкой росписи;
- самостоятельно научить составлять композиции узора по мотивам гуслицкой росписи;
- научить расписывать различные декоративные изделия;
Воспитательные задачи:
- воспитать черты народного характера – смелость, гуманность, честность, доброту;
- формирование эстетического и творческого потенциала воспитанников;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
Творческие задачи:
- умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
- развитие стремления к общению с искусством;
-развивать творческий потенциал и творческие способности воспитанника;
Коррекционные задачи проекта:
- снять высокий уровень агрессивности, тревожности воспитанников;
- профилактика компьютерной зависимости;
- развитие коммуникативных навыков общения;
- развитие познавательно-мотивационной сферы;
- развитие зоны ближайшего развития;
- развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Традиции и быт старообрядцев.
Гуслицы
Так с давних пор называлась подмосковная местность в юго-восточной части Богородского уезда с прилегающими районами Рязанской и Владимирской губерний (территория части современного Орехово-Зуевского и Егорьевского районов Московской области) по реке Гуслице, притоке Нерской, впадающей в Москва-реку.
Здесь в конце XVII - начале XVIII вв. селились беглые староверы-поповцы. В XVIII-XIX вв. в гуслицких селах и деревнях занимались торговым хмелеводством, производством роговых изделий (гребней), повсеместно изготовлением хлопчатобумажных тканей, реже шелка и канители, крашением тканей, их набойкой, добычей глины и изготовлением фаянсовой посуды, изделий из дерева, извозом, торговлей.
Специфическим отхожим промыслом гусляков являлось нищенство: отнюдь не из-за крайней нужды, а именно как промысел. В Гуслицах получили развитие иконопись, культовая меднолитая пластика), шитье), лестовок (старообрядческих четок). В 60-70-х гг. XIX в. в промышленной слободе Абрамовке функционировала подпольная старообрядческая типография крестьянина Е.П.Пискунова (Вознесенский, Мангилев, Починская. С.59).
В районе Гуслиц было широко распространено искусство переписки и украшения книг. Особенно известны были певческие (крюковые) рукописи гуслицкой работы (Агеева). "Гуслицкая" манера оформления книг сложилась к последней четверти XVIII в. От поморского полуустава почерк гуслицких рукописей отличается некоторой вытянутостью, наклоном букв и большей их толщиной. У инициалов нет длинных орнаментальных веток-отростков, а лишь один пышный стебель-цветок вьюна, расположенный рядом с инициалом.
Внутренняя часть букв, объемных и широких, декорирована золотыми и цветными завитками орнамента. Самая заметная особенность, характеризующая гуслицкий орнамент - цветная штриховка, употреблявшаяся художниками для моделировки объемов или при раскраске элементов украшений. В заставках, инициалах и книжной миниатюре гуслицкой школы часто применялись яркие синий и голубой цвета. Таких сияющих синих красок в сочетании с обильным золочением нет ни в одной из старообрядческих рукописных школ.
В Гуслицах сложился своеобразный очаг производства рисованного лубка. Местные мастера хорошо знали поморские картинки, однако старались ни в чем не повторять выговские лубки. Произведения гусляков отличаются полной самостоятельностью в компоновке текста, декоративном обрамлении листов и прочем. Названия листов пишутся не вязью, а крупным полууставом яркой киноварью.
Как и в гуслицких рукописях декорировка инициалов - главный предмет забот художников здешних картинок. Гуслицкий рисованный лубок демонстрирует тесную связь с иконописью: в размещении сюжетных эпизодов в отдельных клеймах, моделировке одежды, изображении архитектурных сооружений, деревьев. Гуслицкие иконописцы работали далеко за пределами родных мест. В конце 40 - начале 50-х гг. XIX в. на Среднем Урале власти выявили свыше двух десятков гусляков, по много лет занимавшихся писанием икон в Екатеринбурге (более десяти человек), в Нижне-Тагильском, Невьянском, Верхне-Тагильском и других заводах.
Их заказчиками были не только старообрядцы, но и православные. Среди этих иконописцев - Устин Васильев, который, возможно, является соавтором подписной рисованной картинки с изображением птицы Алконоста, датированной 1845 г., но не определяемой по месту изготовления (Иткина, кат. 132; парная к ней
картинка с птицей Сирином. Многие гуслицкие иконописцы занимались также перепиской певческих книг.
Что же особенного в нашей гуслицкой росписи?
Это, прежде всего яркие сияющие краски: синий, голубой, розовый, бирюзовый, в сочетании с обильным золочением. Такого нет ни в одной из старообрядческих рукописных школ.
Следующей отличительной чертой, пожалуй, самой заметной, характеризующей гуслицкий орнамент, является цветная штриховка, употреблявшаяся художниками для моделировки объемов или при раскраске элементов украшений. У инициалов (буквиц) – заглавной буквы укрупненного размера, помещаемой в начале текста – нет длинных орнаментальных веток-отростков, а лишь один пышный стебель-цветок вьюна, расположенный рядом с инициалом. Заставки и внутренняя часть букв, объемных и широких, декорированы золотыми и цветными завитками орнамента.
Заставка (небольшая орнаментальная композиция, выделяющая или украшающая начало какого-либо раздела книги) часто занимает всю страницу и являет собой художественно-законченную композицию, в которой присутствуют вертикальные колонны, обвитые криулем (ведущим стеблем), а так же горизонтальные основания для трех разделов рисунка. Возможно, наличие этих полос, или ярусов, соответствуют трем мирам – подземному, наземному и небесному. Этот мотив часто присутствует в декоративно-прикладном искусстве русских народов. Причем, верхний ярус имеет некую динамику, в которой чувствуется непреодолимое стремление ввысь.
Часто в гуслицких книгах с левой стороны страницы встречается причудливое дерево, которое венчает птица. Возможно, это не что иное, как изображение “мирового” дерева или дерева жизни. А птица, излюбленный элемент гуслицкой росписи, восседающая обычно на верхушке дерева – символ добра, приносящий добрую весть или подарок.
В основе гуслицкого орнамента лежат мотивы старопечатного стиля, вместе с тем в орнаментальных композициях прослеживаются и растительные сюжеты, роднящие их с хохломской росписью, развивающейся в это же время. Кроме того известно, что московские иконописцы и книгописцы – старообрядцы, бежавшие от гонений из Москвы и других городов центральной России в леса дремучие и малодоступные, прятавшиеся там от властей, те раскольники из далеких веков оказались гениальными декораторами и соединили хохломское золото с растительным орнаментом.
Таким образом, наша гуслицкая роспись – это живая нить, уводящая нас в глубину веков. Изучение сюжетов, мотивов, приемов росписи – весьма увлекательное и захватывающее занятие, которое позволяет детям прикоснуться к живой истории Отечества, вклад в культуру и искусство которого, бесспорно, внесла и наша Гуслица.
Таким образом, наша гуслицкая роспись – это живая нить, уводящая нас в глубину веков. Изучение сюжетов, мотивов, приемов росписи – весьма увлекательное и захватывающее занятие, которое позволяет детям прикоснуться к живой истории Отечества, вклад в культуру и искусство которого, бесспорно, внесла и наша Гуслица.
Реализация проекта.
В Егорьевском социально-реабилитационном центре « Наш дом» с 14.01.2014 г. успешно начал свою реализацию программа развития творческих способностей и дополнительного изучения ДПИ "Возрождение через просвещение". Данная реабилитационная программа является чрезвычайно важным этапом формирования чувства национальной гордости и патриотизма подрастающего поколения.
При составлении программы в разделе декоративного искусства я предлагаю изучение гуслицкой росписи. Богатый орнамент, красочное оформление сформировали гуслицкий стиль, который стал общим и обязательным для украшения старообрядческих книг. На занятиях наши воспитанники изучают истоки народного искусства, которые складывались и оттачивались веками.
Практика показывает, что у воспитанников нашего центра недостаточно развиты коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми, отсутствует интерес к различным видам деятельности во внеурочное время, наличие высокого уровня агрессивности. Также мы часто сталкиваемся с проблемой компьютерной зависимости школьников. Почти все причины существующих проблем лежат в области зависимых состояний - это нежелание учиться и зависимость от лени. Родители не всегда формулируют вопрос о компьютерной зависимости, чаще всего жалуются на нежелание ребенка учиться, снижение успеваемости, изменение поведения, необщительность, грубость. Анализ ситуации выводит на нарушение психогигиенических норм взаимодействия с компьютером, в частности нарушения временного режима пребывания за компьютером.
Данная программа уникальна тем, что имеет арт-терапевтическую направленность, позволяя проводить коррекцию, тем самым решить ряд поставленных задач.
Именно поэтому данный проект, я реализую в воспитательной работе с детьми 8-13 лет дневного отделения, в основе которой лежит ознакомление с гуслицкой росписью , как с одним из видов декоративного искусства.
Занятия в нашем центре показали, что воспитанники, знакомясь с историей рукописных книг, выразили желание попробовать рисовать орнамент. Такие уроки духовно обогащают наших детей, воспитывают уважение к истории юго-восточного Подмосковья.
За полгода работы мы выявили много способных воспитанников. Результатами проекта – стали объекты детской продуктивной деятельности: деревянные изделия, выполненные в технике гуслицкой росписи. На сегоднейший день нашими воспитанниками уже реализованы такие работы как: роспись деревянной разделочной доски, круглой тарелочки. Дети смогли раскрыть в себе разнообразные творческие способности, выполняя эти работы. Наши воспитанники стали более чуткими, отзывчивыми, добрыми друг к другу, появился интерес к совместной деятельности со взрослыми, который приносит им огромной удовольствие. Также нам удалось вывести на новый уровень воспитанницу с проблемами компьютерной зависимости.
Способный, талантливая!!! Эти слова, стали все чаще звучать в нашем реабилитационном центре « Наш дом». Безусловно, с такими детьми всегда труднее, чем с обычными , послушными. Адаптация в социальном пространстве таких детей протекает неравномерно и достаточно трудно. Мы видим, что в процессе динамики творческие способности наших воспитанников, являются некими ступенями к таланту, открывающие воспитаннику дверь в область новых знаний, умений и увлечений. Завтра он будет делать сам то, что сегодня он сделал вместе с другими. И, конечно же, - это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее» .
Работы выполнила воспитанница Аникушина Кристина -13 лет.
Выполнила Гришина Валерия -8 лет и Вешнякова Валерия -9 лет.