Педагогическая технология воспитания в духе толерантности общения
«Истории карапушек : как жить в мире с собой и другими?»
Актуальность педагогической технологии «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?» продиктована потребностью современного российского общества в воспитании подрастающего поколения в духе миролюбия, толерантности, уважения к основным жизненным ценностям других народов, взаимопонимания, солидарности.
Материалы педагогической технологии состоят из двух сборников.
Первый сборник представляет собой методические рекомендации, разработанные для воспитателей - всех тех, кто будет непосредственно реализовывать технологию на практике со своими воспитанниками.
Второй - сборник сказочных историй с творческими заданиями для детей «Как карапушки учились понимать друг друга». Сборник включает 13 сказочных историй, которые в увлекательной форме рассказывают детям о том, как основные персонажи, карапушки, учились понимать друг друга, принимать поступки и мнения не похожих на них героев.
Теоретико-методологической основой разработки педагогической технологии выступают культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, А. Г. Асмолов), учитывающий основные концепции, идеи и положения концепций социальной и личностной идентичности (X. Тедж-фел, Э. Эриксон), теории аккультурации (Д. Берри, Ф. Могхеддем, А. Фернхем, С. Бокнер), теории межкультурной коммуникации, межэтнической напряженности и конфликтов, учитывающей развитие и трансформацию этнической идентичности (Дж. Бертон, Л. Козер, Г. В. Солдатом, Т. Г. Стефаненко, Н. М. Лебедева, Л. А. Шайге-рова), теории, раскрывающие роль ценностных ориентации в становлении идентичности личности (С. Шварц, Г. Хофстеде, X. Триандис, Д. А. Леонтьев, Б. С. Братусь, М. Р. Гинзбург).
Для начальной ступени наиболее адекватными методами воспитания толерантности, формирования гражданской идентичности выступают игра, использование творческих продуктивных художественных видов деятельности, социально-психологические тренинги. Игра, выступающая как особая возрастно-специфическая форма самоопределения ребенка, является важным механизмом социализации, обеспечивая вхождение в социальный мир - мир социальных и межличностных человеческих отношений и его освоение.
В педагогической технологии предлагается модель организации воспитательной работы с детьми младшего и старшего школьного возраста, в основе которой лежит использование сказочных историй и творческих заданий, позволяющих ребенку успешно усваивать такие непростые понятия, как толерантность, уважение, равенство, миролюбие.
Одной из основных задач педагогической технологии является выстраивание воспитательной работы с детьми, их родителями и педагогами на основе использования таких элементов образовательной среды (развивающих игр, книг, теле-, аудио- и визуальных средств и др.), которые способствуют формированию и развитию навыков коммуникативной культуры, основ волевой саморегуляции поведения.
Знакомство со сказочными историями и выполнение творческих заданий к ним
Основные формы работы с детьми по педагогической технологии - это знакомство со сказочными историями, выполнение МИНИ-проектов (творческих заданий к каждой истории, основанных на различных видах детской продуктивной деятельности) и МЕГА-проектов.
Как известно, подбор сказочных историй в соответствии с целями воспитания и возрастными особенностями детей оказывает глубокое влияние на развитие отдельных психических процессов и детской личности в целом. Слушание сказочной истории наряду с выполнением творческих заданий к ней играет важнейшую роль в формировании нового вида внутренней психической активности ребенка - умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Ребенок пытается вмешаться в события, принять сторону того или иного героя сказочной истории, стремиться к реализации целей положительных персонажей не только мысленно, но и действенно. «То есть ребенок занимает позицию внутри изображаемых обстоятельств, а не вне их».
Сказочные истории в педагогической технологии собраны в отдельный сборник сказочных историй с творческими заданиями для детей «Как Карапушки учились понимать друг друга». Сборник включает 13 сказочных историй, которые в увлекательной форме рассказывают детям о том, как основные персонажи, карапушки, учились понимать друг друга, принимать поступки и мнения не похожих на них героев.
На страницах технологии нет единого образа главных героев - карапушек. Это позволяет каждому ребенку примерить на себя «пиджачок» своего карапушки, близкого ему по характеру, темпераменту, манере поведения. Поэтому каждый карапушка уникален. Сюжеты сказочных историй по своему содержанию очень близки к тем ситуациям, в которые нередко попадают дети. Погружение в характерный образ сказочных героев и их друзей, сопереживание, совместный поиск выхода из сложных ситуаций через творческое участие каждого ребенка - все это способствует формированию установок позитивного общения детей со сверстниками и взрослыми. К каждой сказочной истории предлагается творческое задание, которое помогает детям усваивать пройденный материал на основе собственного творческого и познавательного потенциала. Методика ознакомления со сказочной историей представлена в разделе «Алгоритм ознакомления со сказочной историей и выполнения творческих заданий к ней».
Неотъемлемой частью работы над сказочной историей является выполнение МИНИ-проектов (творческих заданий к каждой истории, основанных на различных видах детской продуктивной деятельности) и МЕГА-проектов.
Проектная деятельность в педагогической технологии
Проект (от лат. - брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед) - это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата или цели. Результатом проектной деятельности является создание определенного, уникального продукта, к качеству которого предъявляются некоторые требования.
Уникальность деятельности при работе по педагогической технологии заключается в свободном выборе форм работы с детьми (в том числе, нетрадиционных), использовании разнообразных методических и педагогических приемов, направленных не столько на развитие навыков работы детей с различными материалами, сколько на объединение усилий для достижения общей цели.
В педагогической технологии результатами проекта (уникальными продуктами) являются объекты детской продуктивной деятельности: рисунки, поделки, постройки, работы, выполненные из различных материалов и в разной технике, тексты и мелодии песенок, правила новых игр и т. д.
Особая роль в педагогической технологии отводится преломлению образов героев в совместной деятельности детей и взрослых, различные виды которой (игры, рисование, лепка, аппликация, конструирование, театрализованная деятельность, музыкальное творчество, спортивные соревнования и др.) гармонично сочетаются в МИНИ- и МЕГА-проектах.
АЛГОРИТМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗОЧНОЙ ИСТОРИЕЙ И ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ К НЕЙ
«Шагаем навстречу друг другу»
Одним из основных и достаточно сложных моментов при работе с педагогической технологией является процесс ознакомления со сказочной историей и выполнения творческих заданий к ней.
Сказочные истории в сборнике расположены в таком порядке, что работу по ним можно сочетать с традиционными «сезонными» мероприятиями, проводимыми в учреждении: праздниками, спортивными соревнованиями, творческими конкурсами и др.
Каждая история по своей тематике и содержанию соответствует конкретному концепт-сценарию .
При кажущейся легкости, этот процесс достаточно сложен, поскольку перед взрослым стоит особая задача - не только прочитать детям сказочную историю, а вызвать яркий эмоциональный отклик, помочь раскрыть и понять смысл поступков героев, «рассмотреть» в карапушках самих себя. В этом и заключается терапевтический эффект сказочных историй: ситуации максимально приближены к детской реальности, а сказочность позволяет мягко, без нажима, обогащать поведенческий опыт детей в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Перед каждой встречей рекомендуется организовывать небольшую выставку детских индивидуальных и коллективных работ - как результат выполнения творческих заданий к сказочным историям в ходе МИНИ- и МЕГА-проектов.
Работа с детьми начинается с сообщения темы встречи и проведения свободной беседы. Почему рекомендуется сообщить тему и обсудить ее именно в начале встречи? Очень важно, чтобы у каждого слушателя уже с первых минут общения сформировалось некоторое эмоциональное отношение к предлагаемому материалу, то есть произошло внутреннее приятие или неприятие того, что ожидает его на встрече. Следующий этап работы называется «Шаг назад», то есть возвращение к предыдущему материалу. Начинать этот этап рекомендовано с тех моментов, которые вызвали сложности при знакомстве с материалом или отрицательные эмоции у детей
Ознакомление с методикой работы по фотословарю «Учимся понимать друг друга».
Выбранная на встрече фотография (или несколько фотографий) из фотоальбома становится «визуальным портретом», своеобразным символом эмоции или состояния, которое будет отражено в тексте сказочной истории. Рассматривание и обсуждение фотографий внесет в процесс погружения в тему дополнительный импульс к более эмоциональному восприятию материала.
Работа со сказочной историей строится на основе методики ознакомления с художественным произведением. Специфика работы с педагогами на данном этапе заключается в том, что взрослый проходит процесс ознакомления со сказочной историей, поставив себя на место ребенка.
«Ура, мы вместе!» - своеобразный девиз не только этого этапа, но и окончания всей встречи. «Мы вместе» - очень важные слова, которые открывают ребенку дверь в область новых знаний, умений и увлечений. Завтра ребенок будет делать сам то,что сегодня он сделал вместе с другими. И, конечно же, следует помнить, что «...зона дел «вместе» - это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее».