Советы Родителям 

Взрослые должны отказаться от таких фраз, заявлений, как:

"Если ты не будешь вести себя как следует, никто не будет любить тебя".

(Ребенок слышит это так: "такой, какой я есть, я неприемлем")

"Если ты не будешь вести себя хорошо, у тебя не будет друзей" ("Я, наверное, плохой").

"Ну разве можно быть таким глупым" ("Должно быть, я неумен").

"Ты никогда ничего не понимаешь" (Я тупой, неспособный).

 

Все эти установки могут навсегда искалечить жизнь ребенка.

Часто мы не следим за собой и сами не понимаем подтекст сказанных нами слов.

 

Заповеди  Монтессори-школ.

Детей учит то, что их окружает. 

· Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.

· Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.

· Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.

· Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.

· Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

· Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

· Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.

· Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.

· Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.

· Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.

· Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

 

 

 Как помочь ребенку развить уверенность в себе

  и поднять собственную самооценку

    Дети ощущают себя несколько неуверенно в окружающем их мире без поддержки со стороны родителей. Неуверенность ребенка в детстве может в будущем перерасти в неуверенность в себе уже и во взрослом возрасте, неуверенность в принятии решений. Очень важно уже с малых лет помогать ребенку развивать уверенность в себе и поднимать его собственную самооценку.

Хвалите своих детей

   Помните о том, что не все дети – прирожденные гении, не всем одинаково легко дается учеба, но абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует просто повнимательнее относиться к детям, чтобы отыскать этот талант, заложенный в ребенке, и развить его. Поощряйте всякое стремление ребенка к самовыражению и развитию и ни в коем случае не говорите ему, что ему не стать, к примеру, великим певцом либо танцором, либо художником. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему–либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку. Если у вашего ребенка что-то не получается, не решается очередная задача по математике, то вместо того, чтобы ругать его, окажите помощь и решите задачу вместе. Положительный результат не только придает уверенность в себе, но и повышает самооценку ребенка.

   Родителям также следует помнить о том, что дети вдвойне болезненно воспринимают критику со стороны чужих людей (учителя, одноклассников). Если вы видите, что ребенок чем-то расстроен, всегда старайтесь выяснить причину, поговорить с ребенком. Если окажется, что его поругали на уроке за то, что он плохо справился с заданием, объясните, что ему в следующий раз нужно будет просто больше приложить усилий и все получится.

   Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок, за послушание. Похвала благотворно сказывается на самооценке детей.

Ни в коем случае не обобщайте и не преувеличивайте какие-то отрицательные действия ребенка.

   У каждого из нас имеются определенные отрицательные черты, в том числе и у ребенка. Однако ни в коем случае не стоит их обобщать и еще больше раздувать. По этой причине, постарайтесь не использовать в общении с ребенком следующие фразы:

    "Ты меня НИКОГДА не слушаешь". "Ты ВСЕГДА плохо ведешь себя". "У тебя ПЛОХАЯ память". "У тебя СКВЕРНЫЙ характер".

   Постоянным отрицанием можно подавить всякую уверенность ребенка в себе, а о его самооценке и говорить не придется. Если вы желаете, чтобы ваш ребенок начал вести себя лучше, слушать лучше, вам следует заменить отрицание на:

    "Я очень расстраиваюсь, когда ты ведешь себя плохо". "Я думаю, что если бы ты слушал меня и окружающих внимательнее, то тебе бы все удавалось еще лучше". "Я переживаю, когда ты ведешь себя плохо". "Если у тебя есть какие-то проблемы, давай мы будем решать их вместе".

                                         Памятка

 Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка

1. Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка как застенчивость.

2. Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям.

3. Поощряйте игры своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придаст ему уверенность в своих силах.

4. Если он сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу и не мешайте ему.

5. Не ставьте ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.

6. Вселяйте в ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова: «Я в тебе уверена».

7. Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.

8. Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.

9. Не сравнивайте своего ребенка и его качества характера е качествами характера детей, которые бывают у вас дома.

10. Позволяйте своему ребенку проявить инициативу в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените.

11. Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.

12. Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.

13. Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.

14. Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.

15. Говорите со своим ребенком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.

16. Не мешайте своему ребенку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.

17. Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.

18. Спрашивайте своего ребенка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.

18. Радуйтесь его победам над собой. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

Если ребенок лжет

1.     Причинами лжи ребенка могут быть: нужда в похвале или проявление любви взрослого, попытка скрыть свою вину, попытка избежать наказания, желание выразить свою враждебность тому, кому лжет, «уход» от мира в фантазии, где ему хорошо (часто рассказывают про друзей, которых нет на самом деле).

2.     Если Вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину лжи.

3.     Уча ребенка честности, приходится все время помнить о том, что и самим нужно быть честными в его глазах.

4.     Давайте понять ему, что даже умолчание о чем-то может быть ложью.

5.     Чем лучше ребенок будет чувствовать себя в Вашем обществе, тем более хорошее представление сложится у него о себе самом, и тем меньше будет у него желание лгать Вам.

6.     Чаще хвалите, ободряйте, поощряйте ребенка за хорошие поступки, чтобы не закрепить у него восприятие себя как лжеца и неудачника.

7.            Не наказывайте ребенка, если он сам сознался во лжи и дал оценку собственному поступку.

Помните, если все время говорить ребенку, что он плохой, таким он и станет на самом деле.


 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЮ
          ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ.

При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать внимание на том, что ребенок видит во время прогулок, экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих впечатлениях; такие рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развёрнутый рассказ. Родителям следует посоветовать почаще читать ребёнку детские книги, водить в кино, обсуждать с ними прочитанное и увиденное.
При несформированности положительного отношения к школе необходимо уделять ребёнку как можно больше внимания. Общение с ним должно строиться не в школьных, а дошкольных формах. Оно должно быть непосредственным, эмоционально насыщенным. От такого ученика нельзя стнельзя ругать и наказывать его за их нарушение, Это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к школе, учению и учителю. Необходимо дождаться, пока малыш сам, наблюдая за другими детьми, придёт к правильному осознанию своего нового положения (роли школьника) и вытекающих из него требований к поведению.
Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое значение имеет участие ребёнка в коллективных играх во внеурочное время. Нужно почаще поручать ему выполнение ролей, требующих принятия каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми (например, роль врача при игре в больницу, капитана корабля, продавца в магазине и т.п.)
Не надо стараться «натренировать» ребёнка на понимание и выполнение заданий типа тех, которые приведены в рекомендациях для проверки развития мышления и речи. Это даст лишь видимость успеха, а при столкновении с любой новой для себя задачей он окажется так же беспомощен, как раньше.
При «низком» уровне развития мышления и речи необходимы с самого начала обучения дополнительные индивидуальные занятия, направленные на более полное усвоение учебной программы. В дальнейшем ликвидировать образовавшиеся пробелы будет труднее. Полезно увеличить объём пропедевтических знаний (особенно по математике). При этом не нужно торопиться с выработкой навыков: работать надо над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.
Недостаточный уровень развития образных представлений - одна из частых причин трудностей в учёбе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем, период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста. Поэтому, если у ребёнка, поступающего в школу, имеются недостатки в этой области, то их надо постараться как можно скорее компенсировать. Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение имеют изобразительная и конструктивная деятельность, нужно во внеурочное время стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала и различных конструкторов. Полезно давать аналогичные домашние задания: нарисовать картинку, собрать простую модель из конструктора и т.п. В иод-боре заданий можно опираться на «Программу воспитания в детском саду».
Очень важно прививать ребёнку веру в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки. Для этого надо почаще его хвалить, ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.
При недостаточном уровне развития мелких движений полезны те же виды деятельности, что и для развития образных представлений (изобразительная, конструктивная) можно нанизывать бусы, застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючки (эти действия охотно совершаются детьми в процессе игры с куклой: её раздевание перед «укладывание спать», одевание для «прогулки» и т.п.).
Для развития крупных движений важно добиваться повышения двигательной активности. Не нужно привлекать малыша к участию в спортивных соревнованиях: неудачи могут окончательно отпугнуть его от физкультуры. В этом случае гораздо полезнее занятия, не содержащие соревновательных элементов: физическая закалка, шуточные игры типа «Каравай», «Баба сеяла горох» и т.п. Родителям следует почаще играть с ребёнком в мяч, вместе кататься на лыжах и т.п. Очень полезны занятия плаванием.

      Способы повышения самооценки и   уверенности в себе
- Перестаньте сравнивать себя с другими. Составьте список своих личных черт, состоящий из двух колонок. В левую впишите все, что вас не устраивает и огорчает, а в правую - все то, что может это уравновесить. Осознав свои достоинства, легче найти в них опору в трудных ситуациях.
- Не позволяйте старым огорчениям порождать новые. Вспоминая о прошлых огорчениях, застенчивый человек с трепетом ждет, что в похожей ситуации они обязательно повторятся. Совсем не обязательно! Просто вы, не должны повторить предыдущую ошибку.
- Не принимайте на свой счет недоброжелательность окружающих... Если вас кто - то обидел, это не значит, что вы плохой. Скорее всего - самому обидчику плохо. Это у него проблемы, а не у вас.
- Расширяйте круг общения. Не избегайте общения с теми, кто к нему стремится. И постепенно вы избавитесь от замкнутости.
- Формируйте в себе навыки общения. Упражнения перед зеркалом, ролевые игры, предварительные подготовки, репетиции.
- Цените свои успехи.
 - Решайте свои проблемы, а не отворачивайтесь от них!
         Памятка
      Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка

1. Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка как застенчивость.
2. Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям.
3. Поощряйте игры своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придаст ему уверенность в своих силах.
4. Если он сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу и не мешайте ему.
5. Не ставьте ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.
6. Вселяйте в ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова: «Я в тебе уверена».
7. Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.
8. Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.
9. Не сравнивайте своего ребенка и его качества характера е качествами характера детей, которые бывают у вас дома.
10. Позволяйте своему ребенку проявить инициативу в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените.
11. Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.
12. Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.
13. Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.
14. Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.
15. Говорите со своим ребенком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.
16. Не мешайте своему ребенку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.
17. Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.
18. Спрашивайте своего ребенка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.
18. Радуйтесь его победам над собой. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!
«Лист информации» для родителей
Готовность к школе. 

     В подготовке детей к школе немалую роль играет специальная воспитательная работа, которая ведется в старших группах детского сада. Она опирается  на все предшествующие достижения в психическом развитии. Не может быть ничего вреднее, чем загромождение памяти детей большим количеством разрозненных сведений или механическое вдалбливание навыков чтения и счета. Совсем другое дело, когда дети получают обобщенные и систематизированные знания, когда их обучают ориентироваться в новых областях действительности  и организуют овладение навыками на этой широкой основе.        Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

      Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

      К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

     Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.

 Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальную зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

       По современным неврологическим представлениям к шести годам происходит важный перелом в морфологическом и функциональном развитии головного мозга. Вес мозга шестилетнего ребенка составляет примерно 90% веса мозга взрослого человека. Т.е., мозг к этому времени, как правило, является достаточно созревшим для усвоения и переработки значительной по объему и относительно сложной информации, готовым для выполнения новой для него учебной деятельности.

     У детей шестилетнего возраста следует отметить общую тенденцию - постепенный переход от непроизвольных форм психической деятельности и поведения к произвольным формам.

       Память шестилетнего ребенка отличается высокой степенью механического запоминания, связанного с буквально точным воспроизведением (на основе неоднократного повторения). Известно, как легко эти дети запоминают стихотворения, сказки. Несмотря на заметные успехи в развитии произвольного запоминания, непроизвольное запоминание пока еще остается доминирующим видом запоминания. Дети еще не умеют управлять своим запоминанием, некоторые из них даже не понимают, что означает требование взрослых запомнить. Самоконтроль запоминания еще не сформирован. Хорошо, быстро и прочно запоминается то, что интересно, что произвело сильное впечатление. Увеличивается объем запоминаемого материала. Образная память пока еще преобладает над словесно-логической, несмотря на заметное развитие последней.

Готовность ребенка к школе, к овладению учебной деятельностью является результатом его полноценного развития в период дошкольного детства.