Главная » Файлы » занятия |
09.12.2015, 21:54 | |
Групповое занятие-мастер класс " Красавица матрешка" Цель: 1.Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования; 2.Закрепить технику рисования при росписи матрешек . Развивающие: 1. Развивать эстетическое восприятие и воображение; 2. Формировать творческие способности детей. Задачи: -познакомить детей с историей первой русской матрешки; - познакомить с технологией изготовления и росписью матрешки; Материал и оборудование: Демонстрационный: Игрушка Матрешка, алгоритм «Последовательность изготовления матрешки», мольберт. Раздаточный: деревянные заготовки матрешек, краска гуашь красного, синего, зеленого цветов, салфетки влажные, ватные палочки, кисти ,клей ПВА, палитра, баночки с водой. Оборудование: декорация русской горницы, волшебный сундучок, выставка матрешек, мультимедийная презентация. Музыкальное сопровождение: русская народная музыка: 1 «Во поле береза стояла»! 2. Детские Песни - Ой Да Мы Матрешки . 3. Русская Народная Плясовая. 4. Русская народная мелодия «А я по лугу». 5.Музыка к частушкам. Индивидуальная работа: помочь при росписи матрешки детям( развитие зоны ближайшего развития). Ход занятия: Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». Дети проходят в зал, садятся на стульчики. ( Здороваются с гостями) Воспитатель: на фоне музыки достает расписной сундучок, приговаривая: Я на ярмарке бывала И подарки выбирала. Принесла вам сундучок – Позолоченный бочок. Сундучок тот не простой, И товар в нем расписной. Вынимаю напоказ И веду про них рассказ. Но сначала ребята открою вам тайну. Сундучок наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире. Дивное диво я нынче принесла Диво чудесное, расписное. А ну, отгадайте. Что это такое? Воспитатель загадывает загадку: Есть для вас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко Наша….( русская матрешка ) Итак, откроем сундук? Достаю матрешку из сундучка, показываю матрешки на столе. ( Слайд 4 ) Воспитатель: Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира. Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей). Оказывается, ей в этом году исполняется 125 лет. А вот как появилась на свет первая русская матрешка, нам расскажет....... Сообщение: Первая русская матрешка. В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце 19 века жили многие русские художники. И привезла однажды помещица Мамонтова из Японии игрушку. Раскроешь его, а в нём японка, ещё и японец – малыш спрятан. В Японии деревянную игрушку называли фукуруму, что означает веселый складной старичок. Воспитатель: Ребята посмотрите на экран. Вот тогда и решили художники попросить знаменитого мастера Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешку. А известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в то время. Вот так и появилась на свет первая русская матрешка. Воспитатель: Спасибо Игорю за рассказ! С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин ,а известный художник Сергей Малютин расписал игрушку на русский лад- это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство младенец. Воспитатель: Ребята, из чего делают матрешку? ( Ответы детей: Матрешек делают из дерева). Воспитатель: Из какого дерева? (Ответы детей: Из березы). Сделать матрешку не просто. Давайте послушаем как же изготавливается матрешка. А расскажет нам об этом воспитанница ( Щемерова Екатерина). Сообщение : Технология изготовления матрешки Сначала мастер выбирает дерево- это липа, береза, осина. Оно должно ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят примерно два года. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря этому, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. По окончании токарных работ деревянную матрешку тщательно зачищают, грунтуют, для того чтобы ее поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат. Теперь матрешка готова к росписи. Воспитатель: Посмотрите на экран ,вот такую матрешку вытачивает мастер на токарном станке. А вот о технологии росписи вам расскажет Анеев Иван. Технология росписи матрешки Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. После раскраски матрешек покрывают лаком. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость. Воспитатель: Спасибо за рассказ. А мы повторим. Что сначала делает мастер? Ответы детей: 1Мастер вначале работы подбирает брусок дерева. Воспитатель: А что дальше? 2. Дальше вытачивает заготовку на токарном станке, чтобы не было ни сучка, ни трещинки. Воспитатель: А что дальше? 3. Ответы детей : грунтует матрешку. Воспитатель: После того как загрунтовали матрешку? 4. Художник наносит рисунок, будущей матрешки. Воспитатель: А что дальше? 5.Расписывает матрешку красками. Воспитатель: Что делает художник, когда расписал матрешку? 6. Ответы детей: покрывает ее слоем прозрачного лака для прочности. Воспитатель: Знаменитая русская матрешка, известная далеко за пределами России. В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрешек. А какие вы сейчас узнаете: Выходят воспитанники читают стихотворения: Я из Сергиева Пасада. Встрече с вами очень рада. Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Эту матрешку называют Сергиево-Посадской или Загорской. 2 Взял я в руки кисть и краски, Стал волшебником из сказки. На матрешке яркий сарафан Расписал под Полховский Майдан . 3 Я из тихого зеленого городка Семёнова. Семёновскую матрёшку отличает от загорской большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. 4 Вятская матрешка Наши губки бантиком, Вятская игрушка отличается более сложной технологией изготовления. Воспитатель: Спасибо вам за рассказ .Ребята посмотрите на экран. Перед вами традиционные русские матрешки. Все эти матрешки отличаются друг от друга и по росписи и по форме. Загорская – широкая, семеновская – немного вытянутая, матрешка Полховского Майдана более вытянутая с узкой уплотненной головкой. Воспитатель: В настоящее время русская матрешка переживает своеобразное возрождение. Большой интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрешка, выполненная художником- или любителем по собственному замыслу. Появились различные варианты русской матрешки, , в облике которой угадываются черты первой русской матрешки расписанную Сергеем Малютиным . Фантазии современных художников нет границ. Показ авторских матрешек . Физкультминутка «Веселые художники» Воспитатель: Сейчас ребята мы немножко поиграем. Вы сможете представить себя настоящими художниками, а игра так и называется « Веселые художники». Для этого нам понадобится…………………. Вам нужно с завязанными глазами нарисовать матрешку всей группой. Непременное условие – с завязанными глазами. Один начинает рисунок, другой продолжает и т. д. Воспитатель: Спасибо вам за игру! Все молодцы! Вам нравится русская матрешка? Хотели бы вы ее расписать? (получает согласие детей). Воспитатель: Тогда я приглашаю вас на фабрику по росписи матрешек, где мы с вами будем расписывать деревянную матрешку из города Семенова , значит зовут ее….( Семеновская). Посмотрите внимательно на картинку. Какие цвета в росписи используют художники? Ответы детей: Для работы художники используют разные цвета: красный, желтый, черный, зеленый Воспитатель: Как расписан фартук у Матрешки? Ответы детей: В руках она держит большой букет роз. В букете очень много листочков. Он закрывает почти весь фартук. А яркие цветы являются визитной карточкой Семеновской матрешки. Воспитатель: Как расписан платочек? ( Ответы детей: Края украшены цепочкой из бутонов и листьев). Воспитатель: Как вы думаете, какой может быть Матрешка по своему характеру? (Ответы детей: Веселой и озорной) Вот такую Семеновскую матрешку я сделала своими руками.
Мастера, скорей за дело Украшай матрешек смело Выбирай себе узор, Чтобы радовал он взор. Последовательность выполнения работы: 1.Проходите на свои места, наденьте нарукавники и фартуки. 2.Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, кисти разный размеров, палитра, баночки с водой, тряпочки и заготовки матрешек. 3.Мы с вами уже выполнили несколько этапов: загрунтовали матрешку, нанесли рисунок, расписали матрешки лицо, платок и фартук. 4.Сегодня мы продолжаем роспись. У нас остались не расписаны край платка и красный сарафан. 5.Откроем зеленую гуашь, возьмем тонкую кисть, смочим ее в воде. Нанесем краску на палитру и добавим капельку клей ПВА. Размешаем до однородной массы. Это нужно для того, чтобы краска не растекалась и быстро высыхала. Начинаем роспись от лица двигаясь слева направо. А пока вы расписываете я напомню вам пословицы о труде, которые помогут вам в работе: Поспешишь – людей насмешишь. Умелые руки не знают скуки. Землю красит солнце, а человека – труд. Каков мастер, такова и работа. Всякое дело мастера боится. Звучит русская народная мелодия «А я по лугу». Дети самостоятельно расписывают Матрешек. По окончанию работ дети снимают фартуки , нарукавники и садятся на стульчики. Воспитатель: Молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера-художники! Нынче праздник в нашем доме, Гости бьют в ладошки. Продолжается знакомство Где же вы, матрешки? (Под музыку выбегают Матрешки) Воспитатель: Эй, Матрешки-хохотушки, Запевайте-ка частушки! Частушки (Дети поют частушки под русскую народную мелодию) 1. Мы матрешки, мы подружки, Утром рано мы встаем, Вчетвером поем частушки И танцуем вчетвером. 2. Мастер выточил меня Из куска березы, До чего ж румяна я: Щеки, словно розы. 3. Шли подружки по дорожке, Было их немножечко: Две Матрены, три Матрешки И одна Матрешечка. 4. Ох, уж у Матреши Доченьки пригожи! Доченьки пригожи, На нее похожи! 5. Велика Россия наша И талантлив наш народ О Руси родной умельцев На весь мир молва идет! 6. Наша русская матрешка Не стареет сотню лет! В красоте, в таланте русском Весь находится секрет. ( вместе) Подведение итогов (Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…) Воспитатель: Прошло много лет, а Матрешка до сих пор – любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрешки остается прежней – любовь и дружба. Дорогие наши гости сегодня мы хотим от всей души подарить эту замечательную матрешку, сделанную своими руками. А ребята сейчас мне помогут! Воспитатель обращается к детям: Ребята сегодня мы с вами закончили роспись «Семеновской матрешки». У вас получился настоящий русский сувенир - расписанный по технологии. А после того как матрешки будут покрыты лаком, мы организуем выставку ваших работ и обязательно покажем их вашим родителям. А в дальнейшем мы будем, дальше знакомиться с новыми видами росписи русской матрешки. Вы молодцы! Спасибо вам за ваше творчество! Для вас у меня есть сладкие подарки!
| |
Просмотров: 742 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |