Главная » Статьи » Мои статьи

Графический диктант Эльконина

Методика

«Графический диктант» Д. Б. Эльконина

        «Первоначальное представление о том, в какой мере дети, пришедшие в школу, готовы к обучению, поможет получить мето­дика «Графический диктант», который проводится сразу со всем классом в один из первых дней учебы.

      На тетрадном листе, отступив 4 клетки от левого обреза, ста­вятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вер­тикали— 7 клеток). Каждому ученику выдается такой листок с его именем и фамилией. Педагог предварительно объясняет: «Сейчас мы с вами будем учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратны­ми. Для этого вы должны внимательно слушать меня —я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить сле­дующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Эта та рука, в которой вы держите карандаш. Вытяните ее в сторону. Видите, она показывает на дверь (дает­ся реальный ориентир, имеющийся в классе). Итак, когда я ска­жу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так — к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх, а теперь — на три клетки направо (слова сопровождаются вычерчиванием линий на доске)».

      После этого переходят к рисованию тренировочного узора. «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на са­мую верхнюю клеточку. Внимание! Рисуйте линию; одна.клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка на­право. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

       Во время работы над этим узором педагог ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки. При рисовании после­дующих узоров такой контроль снимается, и педагог следит толь­ко за тем, чтобы дети не переворачивали свои листочки и начина­ли новый с нужной точки. Диктуя, нужно соблюдать достаточно длительные паузы, чтобы ученики успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы— две минуты. Детей следует предупредить, что не обязательно за­нимать всю ширину страницы.

       Последующая инструкция звучит так; «Теперь поставьте карандаши на следующую точку. Пригото­вились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. А те­перь сами продолжайте рисовать этот узор».

 

     Инструкция к заключительному узору.

     «Все. Этот узор дальше рисовать не надо. Мы займемся по­следним узором. Поставьте карандаши на следующую точку. На­чинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка на­право. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте ри­совать этот узор».

        Анализируя результаты выполнения задания, следует порознь оценить действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора,.. Первый показатель свидетельствует об уме­нии внимательно слушать и четко выполнять указания учителя, не облекаясь на посторонние раздражители. Второй — о степени са­мостоятельности ребенка в учебной работе. И.в том и в другом случае можно ориентироваться на следующие уровни выполнения:

     1. Высокий уровень. Оба узора (не считая тренировочного) в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки.

     2. Средний уровень. Оба узора частично соответствуют диктуе­мым, но содержат ошибки; или один узор сделан безошибочно, а второй вовсе не соответствует диктуемому.

Уровень ниже среднего. Один узор частично соответствует диктуемому, другой вовсе не соответствует.

     3.Низкий уровень. Ни один из двух узоров вовсе не соответ­ствует диктуемому»

     Для организации деятельности ребенка на уроке большое зна­чение имеет также то, как ребенок реагирует на похвалу и заме­чания взрослого — учителя, воспитателя (чувствителен к похвале, замечанию, равнодушен, обижается в ответ на плохую отметку, замечание, исправляет ли свое поведение в ответ на требование взрослого, готов на все ради похвалы взрослого и т. п.). Интерес­ные данные представлены также в исследовании М. Н. Костико­вой (21).

      И лишь тогда, когда целью является разработка индивидуаль­ной программы развития для учащегося, целесообразно, па наш взгляд, определять психологическую готовность во всем объеме, т. е. диагностировать различные ее стороны: интеллектуальную готовность (развитые дошкольные формы мышления —^ наглядно-образное, наглядно-схематическое и др.; творческое воображение, наличие основных представлений о природных и социальных яв­лениях), волевую готовность (формирование соответствующего уровня произвольности), мотивационную готовность (желание хо­дить в школу, приобретать новые знания, желание занять новую социальную позицию — позицию школьника), а также сформированность у ребенка отношения к учителю как ко взрослому, обла­дающему особыми социальными функциями, развитие необходи­мых форм общения со сверстниками (умение устанавливать рав­ноправные отношения и т. п.). Большое значение для понимания того, готов ли ребенок к школе, имеет развитость игровой дея­тельности.

     Однако, повторяем, такой всесторонний анализ необходим только в тех случаях, когда перед психологом стоит задача раз­работать совместно с учителями и родителями конкретную про­грамму развития ребенка.

        Во всех остальных случаях такая всесторонняя диагностика оказывается избыточной, поскольку, как показывает практика, по крайней мере на первых этапах обучения относительно высо­кого уровня развития одной из сторон готовности к обучению ока­зывается достаточным для того, чтобы обеспечить удовлетвори­тельную успешность ребенка в школе и возможности его развития (при условии, конечно, хорошей функциональной готовности). С нашей точки зрения, наиболее полная и всесторонняя программа представлена в исследованиях, проводимых под руководством Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера

Категория: Мои статьи | Добавил: 101r (11.12.2013)
Просмотров: 2129 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: